Автобусный конструктор станет частным

«Укравтобуспром» является ведущим в Украине НИИ по разработке автобусов. На предприятии опасаются возникновения корпоративных конфликтов в случае смены главного акционера. По мнению экспертов, им может стать один из производителей подобной техники в Украине.

16 февраля Фонд госимущества проведет конкурс по продаже 39,35% акций ОАО «Украинский институт автобусо-троллейбусостроения» («Укравтобуспром», Львов). Об этом говорится в сообщении Фонда госимущества. Стартовая цена пакета составляет 1,75 млн. грн., минимальный шаг при проведении открытых торгов определен на уровне 20 тыс. грн.

Решение государства избавиться от контрольного пакета акций института не вызывает восторга у действующего менеджмента «Укравтобуспрома». «Там, где появляется более одного частного инвестора, всегда возникают конфликты. Мы не исключаем, что получивший в свою собственность пакет акций почти в 40% попытается взять предприятие под полный контроль»,- говорит исполнительный директор «Укравтобуспрома» Юрий Крайник. В настоящий момент остальные 60% акций ОАО распылены между сотрудниками предприятия, главе правления Любомиру Крайнику принадлежит наиболее значимый пакет в размере 5,1% акций.

Заметим, однажды «Укравтобуспрому» уже удалось избежать окончательной приватизации: реализовать ее планировалось в августе 2008 г., однако во исполнение указа президента ФГИ приостановил конкурс. Указ главы государства определял критерии отнесения предприятий к стратегически важным для страны и тем, приватизация которых может привести к созданию монополий. «Укравтобуспром», посчитали в ФГИ, отвечает данным критериям. Однако сейчас, заявляют в приватизационном ведомстве, все препятствия для продажи института сняты. «В конце прошлого года «Укравтобуспром» попал в список предприятий, акции которых подлежат продаже или подготовке к продаже в 2009 г.»,- объяснила глава регионального отделения ФГИ во Львовской области Наталья Горлач.

Привлекательность предлагаемого к продаже предприятия вызывает у экспертов неоднозначные оценки. С одной стороны, финансовые результаты последних лет не говорят о возможности получения с данного актива стабильного дохода. Так, в 2008 г. предприятие получило 3 тыс. грн. убытков при доходе в 10 млн. грн. По итогам деятельности 2007 г. убытки «Укравтобуспрома» составили более 1 млн. грн. Очевидно, не порадует инвесторов финансовыми результатами НИИ и в этом году. «Мы практически весь год стоим, как, впрочем, и все производство автобусов в Украине. Заказы поступают лишь периодически»,- сетует Юрий Крайник.

С другой стороны - «Укравтобуспром» является предприятием с более чем полувековой историей (основано в 1965 г.), что высоко ценится на мировом рынке интеллектуального труда. Этот институт сегодня - основной в стране научный центр по разработке новых моделей автобусов. Кроме того, в данный момент НИИ работает над новыми направлениями, до сих пор в Украине не представленными: созданием автовоза-автопоезда для перевозки легковых автомобилей, большого низкопольного автобуса для междугородних перевозок, а также унифицированного семейства грузовых автомобилей полной массой 2,9, 3,5 и 4,5 т.

Искать новые ниши предприятие заставила потеря основных клиентов - ведущих производителей пассажирского транспорта. «Создание собственных КБ такими производителями, как корпорации «Богдан» и «Эталон» привело к полной потере заказов со стороны этих компаний»,- отмечают в институте. Как говорит Юрий Крайник, сейчас заказчиками выступают в основном мелкие отечественные производители, а также их коллеги из стран СНГ.

Тем не менее участники рынка перспективы института оценивают скептически. «Мы инвестировали средства в создание собственных научно-исследовательских центров и уже пять лет не сотрудничаем с «Укравтобуспромом». Такой стратегии придерживаются все, кто пришел на этот рынок всерьез и надолго. Как правило, все научные разработки - это закрытая коммерческая информация конкретного предприятия»,- говорит пресс-секретарь корпорации «Богдан» Сергей Красуля. По его словам, «Богдан» не заинтересован в приобретении акций «Укравтобуспрома». «Полагаю, что принять участие в торгах за пакет могут производители автобусов и троллейбусов, которые не имеют своих КБ. К примеру, львовский производитель «Стрый-авто», «Херсонский сборочный завод» и другие»,- подытоживает директор Центра политического и экономического анализа Александр Кава.

Екатерина Гребеник

10 декабря 2009 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua