Накануне ноябрьского саммита Восточного партнерства, где может быть подписано соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли между Украиной и ЕС, опрошенные ЛІГАБізнесІнформ эксперты и чиновники оценили риски и выгоды этого шага для ключевых сегментов транспортной отрасли Украины.
Алексей Андрейченко, старший аналитик инвестиционной компании АРТ Капитал:
В ближайшей перспективе вступление Украины в ЗСТ с ЕС ухудшит позиции украинских транспортных компаний. Это связано с усилением конкуренции с западными перевозчиками, обеспеченных более современным и развитым транспортным парком и осуществляющих большие объемы перевозок.
В долгосрочной перспективе Украина станет ключевой транзитной зоной для грузов, транспортируемых между ЕС и Азией, в том числе и железнодорожным транспортом. Украина естественным образом интегрирована в железнодорожную транспортную систему стран ТС, так как использует тот же стандарт колеи шириной 1520 мм - в отличие от самого распространенного Европейского стандарта 1435 мм. Поэтому украинские железнодорожные транспортные компании были бы более адаптированы к росту товаропотока с ТС.
Украина и ЕС активно продвигают программу «Открытое небо», которая создаст равный доступ украинским и европейским авиаперевозчикам в Украине, что неизбежно приведет к консолидации украинского рынка авиаперевозок и ликвидации наименее конкурентоспособных компаний.
Железнодорожные перевозчики будут по прежнему ориентированы на страны СНГ и ощутят снижение товаропотоков. В том числе пострадает транзит через украинские порты, так как ужесточение таможенных процедур на границе с ТС даст ощутимое преимущество российским портам Азовско-Черноморского бассейна, в первую очередь - Новороссийскому.
Евгений Прусенко, глава Укравтодора:
Автодороги сегодня работают на грани своих возможностей. Речь не только о том, что увеличиваются объемы перевозок, вырос общий вес транспорта. На долю перегруженных транспортных средств приходится ежемесячно до 17% транспортных средств. Присоединение Украины к зоне свободной торговли с ЕС приведет к тому, что выполнение действующих габаритно-весовых параметров будет более жестким. Это позволит в определенной мере сохранить наши дороги.
Если говорить об объемах грузоперевозок, сложно прогнозировать количественные показатели, но понятно, что они будут больше. Основные транспортные магистрали, прошедшие капитальный ремонт в последние годы, по конструкции дорожного покрытия отвечают современным нагрузкам. Показатель нагрузки на таких дорогах составляет 11,5 тонн на ось, тогда как в Европе - от 10,5 до 13,5 тонн на ось. При этом на всей остальной сети дорог, построенной в 60-е и 70-е годы, увеличения движения транспортных средств создает большие риски для дальнейшего их разрушения.
Арсений Герсымив, адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры»:
В декабре 2006 года Еврокомиссия анонсировала начало переговоров с Украиной касательно присоединения Украины к соглашению «Об общем авиационном пространстве». Его подписание позволит сторонам беспрепятственно осуществлять полеты через территорию друг друга, и создаст равные конкурентные возможности на рынке авиаперевозок.
Соглашение имеет как преимущества, так и недостатки. «Открытое небо» будет способствовать удешевлению авиаперевозок и появлению на рынке бюджетных авиалиний. Однако отечественным компаниям будет тяжело с ними конкурировать в ценовом сегменте. Очевидно будут повышены стандарты безопасности полетов, но с другой стороны, такие меры потребуют от авиаперевозчика дополнительных затрат, что, возможно, скажется на стоимости перевозок. Важной частью соглашения являются вопросы таможенных пошлин и налогообложения участников рынка авиаперевозок. Говоря кратко, любые ограничения должны быть устранены, а вопросы урегулирования приведены к общему знаменателю.
Украина проходит сложный этап имплементации стандартов ЕС в авиационной отрасли. Нужно учитывать тот фактор, что например в отличии от Молдовы, Украина имеет довольно развитую авиационную промышленность, которая включает не только конструкторское бюро «Антонова», самолетостроительный завод, но и ряд авиаремонтных предприятий, обширную сеть аэродромов и аэропортов. Весь этот комплекс придется приводить в соответствие с нормативами ЕС. Эту работу, или большую ее часть, нужно произвести до подписания документов.
Сегодня рынок авиаперевозок укрупняется, поэтому, приведение отрасли к международным стандартам является, на мой взгляд, неизбежной необходимостью для отрасли авиационных перевозок.
Дмитрий Демидович, заместитель министра инфраструктуры:
Я хотел бы этот вопрос разделить на две составляющие: эмоциональную и экономическую. С эмоциональной точки зрения хотел бы, чтобы моя семья жила в рамках европейских ценностей. Я понимаю, что подписание договора об ассоциации с ЕС открывает перед страной определенные возможности и преимущества, хотя в краткосрочной и среднесрочной перспективе, украинским предприятиям будет достаточно сложно перейти на новые стандарты и массово представить себя на европейском рынке. Уверен, что страны входящие в Таможенный Союз будут развиваться и расти, но для Украины здесь есть определенные ограничения. Начиная более плотную работу с ТС, нужно понимать, что Украина попадает в рамки зависимости от экономических факторов России.
Если Украина воспользуется возможностями, которые предоставляет ассоциация с ЕС, страна сделает рывок - придут инвестиции, будут развиваться концессионные проекты в ключевых отраслях. Это та база, которая сформирует более понятную, длительную, емкую и правильную долгосрочную стратегию Украины.
Денис Кацило
18.10.2013 г.