Авиапассажиры заплатят за топливный кризис

Перевозчики пытаются компенсировать рост цен на авиакеросин увеличением топливных надбавок. Билеты дорожают, но авиакомпании это не спасает.

Цены на авиабилеты в очередной раз растут, но на динамику спроса этот фактор оказывает минимальное влияние. Уже сегодня купить путевку на август-сентябрь в популярный отель Турции и Египта практически невозможно. Между тем ситуация достаточно сложная. С начала года цены на авиатопливо поднимались как минимум три раза.

Последний раз повышение (на 30-50%) произошло в середине июня, и стоимость авиакеросина у некоторых поставщиков сейчас достигает $1600 за тонну. Если учесть, что топливная составляющая в тарифе занимает больше половины, то цены на сами билеты поднялись в среднем на 15%.

Это произошло в основном за счет увеличения так называемых топливных надбавок. Например, с середины июня стоимость авиабилета в Хургаду или Шарм-эль-Шейх в среднем возросла на $10, в Анталию - на $8, Бургас - на $6. Некоторые западноевропейские направления повысились в цене максимум на $10. Более того, топливные таксы появились даже на некоторых внутренних рейсах, чего ранее не было. На первый взгляд, проблема не такая уж и серьезная. Ну подорожали билеты на $10, ну и что? Однако не нужно забывать, что это уже не первое подорожание. Например, стоимость перелета на чартерном рейсе в Турцию за год-полтора выросла в среднем с $200-220 за место до $300. И это не предел. Например, желающим вылететь в Бангкок из Киева придется в июле заплатить дополнительный топливный сбор в размере $100. Представитель одного из ведущих перевозчиков на условиях анонимности сообщил «k:», что все топливные сборы, введенные с начала года, компенсировали расходы авиакомпаний на повышение стоимости топлива в среднем на 3-8%. Все остальное просто «легло» на доходную часть, то есть привело к падению прибыльности перевозчиков.

Проблемы возникли и у турагентств. Как правило, турагентства выкупают на чартерных рейсах блоки по 20-30 мест и более. При этом существуют разные формы расчетов. В зависимости от договоренностей в одних случаях вносится предоплата, в других - турфирма перечисляет деньги по мере продаж. В последнем случае придется доплачивать. На каких именно условиях заключаются соглашения - коммерческая тайна. А ситуация действительно интересная - одни фирмы требуют со своих клиентов доплату, другие - нет. «Все зависит от туристической фирмы. Одни, не смущаясь, требуют доплату: платите, а то не полетите. Мол, ну что вам стоит $20 заплатить. Другие пытаются договариваться на уровне авиакомпаний, чтобы компенсировать убытки без скандала. Но проблема существует. На Западе для этого существует система хеджирования рисков с помощью долгосрочных контрактов и страховых схем, фиксирующих цену на топливо. У нас такой практики пока нет. Стараемся договариваться по старинке», - говорит директор туристической компании Sun City travel Александр Файнин. По признанию некоторых перевозчиков, дополнительные расходы из-за подорожавшего топлива на чартерах иногда превышают $100 тыс. в неделю.

Андрей Запрудный

27 июня 2008 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua