Авиакомпании пролетели мимо топливного кризиса

Резкий рост цен на топливо не снизил доходы авиакомпаний. Вопреки ожиданиям, в январе-апреле пассажирские авиаперевозки в России выросли на 22,6%, почти на треть больше, чем в 2007 году. Участники рынка находят одно объяснение ситуации: доходы пассажиров растут быстрее цен на авиабилеты, причем летают одни и те же люди, но чаще.

По данным Транспортной клиринговой палаты, в январе-апреле российские авиакомпании увеличили перевозки пассажиров на 22,6% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года - до 13 млн. Пассажирооборот вырос на 21,3%, до 33 млрд. пассажирокилометров, перевозка грузов и почты увеличилась на 32,9% - до 264,3 тыс. тонн. Таким образом, динамика объемов перевозок заметно улучшилась по сравнению с прошлым годом: в январе-апреле 2007 года рост составлял только 16,2% (в целом по 2007 году пассажиропоток вырос на 18,6%). Доля занятости пассажирских кресел, характеризующая доходность рейсов, также выросла - на 0,3 процентных пункта, до 69,5%.

Один из лидеров роста - «Трансаэро». По итогам первого квартала компания увеличила объем перевозок на 44%, до 791,5 тыс. человек. «Мы увеличили парк самолетов (с начала года авиакомпания получила в эксплуатацию два Boeing-747 и три Boeing-767.- «Ъ»), а общее количество выполненных рейсов выросло на 34%»,- объясняет пресс-секретарь «Трансаэро» Сергей Быхал. У «Аэрофлота» темпы роста перевозок меньше: за первый квартал компания обслужила 1,99 млн. пассажиров, что выше аналогичного показателя 2007 года всего на 16,8%. «Мы ориентируемся больше на регулярные перевозки на традиционных направлениях, где очень высока конкуренция на рынке, и не можем увеличить количество провозных емкостей,- поясняет замглавы «Аэрофлота» Лев Кошляков.- Кроме того, сейчас для нас более значимы параметры доходности рейсов, чем объемы».

Высокий рост показателей авиакомпании демонстрируют на фоне продолжающегося топливного кризиса. Осенью 2007 года цена за тонну авиакеросина с услугами заправки увеличилась почти на 30%, а в течение зимы-весны - еще на 10%. Тогда эксперты предсказывали падение объемов перевозок из-за роста цен на авиабилеты. По мнению Льва Кошлякова, прогноз не оправдался в связи с «общим ростом благосостояния граждан». «Но динамика могла быть и больше»,- полагает он, отмечая, что число людей, которые готовы воспользоваться услугами авиакомпаний, почти не растет - растет частота полетов. По предварительным оценкам, общий объем авиаперевозок в 45 млн. пассажиров в год обеспечивают 10-15 млн. человек.

«Доходы тех, кто пользуется услугами авиатранспорта, увеличиваются быстрее стоимости билетов»,- соглашается глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По мнению аналитика компании «Ингосстрах-инвестиции» Евгения Шаго, существенный вклад в спрос на авиаперевозки вносят деловые поездки. «В прошлом году и с начала нынешнего мы наблюдаем рекордный с 2002 года рост ВВП, что приводит к увеличению количества командировочных, для которых стоимость билета не принципиальна»,- полагает эксперт. В то же время, по мнению Олег Пантелеева, растущие топливные расходы могут оказаться критическими для экономики небольших перевозчиков.

Алексей Екимовский

13.05.2008 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua