Arctic Sunrise может стать «Неподвижным голландцем»

В ближайшие дни ожидается заседание Приморского суда Санкт-Петербурга по жалобе нидерландского судовладельца Stichting Phoenix и организации Greenpeace, требующих допустить технических специалистов на судно Arctic Sunrise, находящееся под арестом в Мурманске. В доступе отказывает Следственный комитет РФ.

Судно стоит в порту с 24 сентября 2013 года. В конце года была объявлена амнистия членам «арктической тридцатки» - экипажу и пассажирам судна, участвовавшим в антигазпромовской акции у платформы «Приразломная». Судно же остается под арестом, несмотря на ноябрьское решение Международного трибунала по морскому праву.

Изначально сообщалось, что Arctic Sunrise будет передано в ведение Росморпорта, но тем не менее оно продолжает оставаться под контролем СКР и Погранслужбы РФ.

Судовладелец и экоактивисты тревожатся, что за столько месяцев без команды и технического обслуживания состояние корабля может ухудшиться до необратимых изменений, его ремонт и дальнейшая эксплуатация могут оказаться под вопросом или обойтись очень дорого. По сведениям от активистов Greenpeace, в неофициальных разговорах им сообщали, что два специалиста из Росморпорта присматривают за кораблем. Но ни имени этих специалистов, ни сведений об их квалификации у экологов, членов команды и владельцев судна нет.

«Мы не знаем сейчас абсолютно ничего. В каком состоянии все механизмы и системы, какой ремонт им может потребоваться и - главное - когда может быть внесена ясность, - сказала «НГ» представитель пресс-службы Арктической программы Greenpeace Мария Фаворская. - Никаких законных оснований препятствовать в допуске на судно, а также держать его под арестом сейчас нет».

Как сообщали в СМИ еще в январе, у Следственного комитета не хватает денег, чтобы оплачивать порту стоянку судна. Мурманскому порту ведомство задолжало больше 3 млн. руб. (каждый день стоянки обходится в 25 тыс. руб.). СК обращался к вице-премьеру Аркадию Дворковичу, но оказалось, что денег на это в бюджете не заложено. Было передано поручение в Минтранс, но и Минтранс отказывается содержать объект бесплатно. В принципе обычно стоянку оплачивает судовладелец, но в данном случае оснований требовать с него денег ФГУП «Росморпорт» не видит. Договоров же на эту тему нет ни с кем, а судно может простоять и до июня - это время есть у СК до полного закрытия дела.

В «арктических» кругах можно слышать опасения, что «в случае чего» ремонт или в худшем варианте даже утилизацию заброшенного судна придется оплачивать российской стороне. Президент Арктической академии Валерий Митько сказал «НГ»: «Я не поклонник гринписовцев и их целей. Но ведь каждый понимает: если судно долго стоит на стоянке без обслуживания, оно может погибнуть для дальнейшей эксплуатации. Я вообще не понимаю, почему его не отправить восвояси, чтобы не создавать проблем». Мурманчане же поговаривают, что на берегу в итоге может остаться очередной ржавый корабль-призрак, правда, в отличие от легендарного «Летучего голландца» - неподвижный.

Светлана Гаврилина

11.03.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua