На официальном веб-портале «Державні закупівлі» появилось сообщение, вызвавшее неоднозначные оценки в экспертной среде. Информация касается применения процедуры закупки у одного участника.
В частности, «Энергоатом» закупит у Wesninghouse Electric Sweden AB (шведское подразделение американской Westinghouse) услуги по инспекции ядерного топлива производства самой Westinghouse на третьем энергоблоке Южно-Украинской АЭС. Инспекция топлива будет проведена в октябре-ноябре этого года. Стоимость услуг - $839 тыс.
Как известно, 17 августа этого года на энергоблоке №3 Южно-Украинской АЭС стартовал планово-предупредительный ремонт, в ходе которого планировался, в частности, монтаж и ввод в эксплуатацию стенда инспекции и ремонта американских топливных сборок ТВС-W.
По информации источника, близкого к Южно-Украинской АЭС, потребности в этом стенде у отечественных атомщиков не было, так как они могли вполне обойтись собственным оборудованием. Тем не менее, в августе американцы все же стенд поставили, что вылилось для «Энергоатома» в дополнительную копейку. Стало быть, $839 тыс. - стоимость самих услуг Westinghouse по инспекции ТВС-W.
С точки зрения практики мирового ядерно-энергетического рынка, услуги американской компании по инспекции собственного топлива и за дополнительные деньги выглядят немного странно. Как правило такие услуги закладываются в цену контракта. Если возникла необходимость в дополнительных расходах, то либо соответствующую статью просто не включили в договор, либо проблемы с топливом являются настолько серьезными, что требуют специального вмешательства производителя.
Странность ситуации как раз и заключается в том, что Украина уже понесла существенные убытки в связи с работой американского топлива на Южно-Украинской АЭС.
Вкратце напомним: вследствие повреждения дистанционирующих решеток на американских топливных сборках летом прошлого года «Энергоатом» полностью выгрузил из активной зоны реакторов энергоблоков №2 и №3 ЮУАЭС три партии ТВС-W в количестве 126 единиц. Еще две партии американского свежего ядерного топлива так и остались незагруженными. Общая стоимость пяти партий сборок Westinghouse составила около $250 млн.
Вследствие аварии в Украине была создана специальная межведомственная комиссия, которая провела аудит американских сборок. По результатам работы комиссии, а также собственного анализа Госинспекция ядерного регулирования Украины (ГИЯРУ) признала, что причина повреждения ТВС-W состояла в их конструкционных недоработках.
Сами же результаты работы независимой комиссии опубликованы не были. В тоже время «Энергоатом», стремясь снизить убытки от некондиционных американских сборок, большую часть из выгруженных ТВС-W в 2012 г. загрузил обратно в реакторы.
Тем не менее уже летом этого года ГИЯРУ полностью запретила НАЭКу эксплуатировать американское топливо на энергоблоке №2 ЮУАЭС, после чего они были повторно выгружены. В настоящее время в Украине остаются в реакторе энергоблока №3 «Южки» только 66 топливных кассет Westinghouse, инспекция которых теперь требует существенных дополнительных расходов.
Что касается окончательного размера убытков «Энергоатома», он будет определен только по результатам уровня выгорания закупленных американских топливных сборок в украинских реакторах. Пока перспективы этого процесса неясны.
В связи с вышеизложенным возникает следующие три вопроса.
Вопрос первый: если ТВС-W, по утверждению вице-президента Westinghouse Майка Кирста, так качественны и хороши, а причиной их повреждения оказались неумелые руки украинских атомщиков, а также «жесткость» российских сборок, тогда почему не были опубликованы результаты межведомственной комиссии по аудиту американских кассет и почему процесс устранения недостатков топлива Westinghouse, как и определение его будущей судьбы, перешел в непубличную плоскость? Чего испугались американцы?
Вопрос второй: чего все-таки в проекте адаптации ТВС-W к украинским АЭС больше - искреннего стремления диверсифицировать поставки ядерного топлива на отечественные атомные станции или лоббирования коммерческих интересов Westinghouse, пытающейся зацепиться за факультативный для него рынок российских реакторов ВВЭР?
Наступило время признать: значение диверсификации на уровне поставок непосредственно самих тепловыделяющих сборок на АЭС в Украине было слишком преувеличено. Дело в том, что доля ядерного топлива в структуре себестоимости электроэнергии АЭС составляет не более 25%, при этом стоимость самого изготовления (фабрикации) сборок также не превышает четверти их цены. Более того, по мере роста мировых цен на уран доля фабрикации в структуре себестоимости ядерного топлива снижается.
И наконец, вопрос третий: срок действия подписанного в 2008 г. контракта между «Энергоатомом» и Westinghouse на ежегодную поставку в Украину не менее трех партий американских ТВС истекает в 2015 г. В свою очередь, в этом же году в Украине должна быть введена в эксплуатацию первая очередь украино-российского завода по изготовлению ядерного топлива. По условиям контракта завод должен полностью обеспечивать топливом все украинские атомные энергоблоки ВВЭР-1000.
Схожей позиции придерживается или, по крайней мере, придерживался до отставки бывшего гендиректора ГК «Ядерное топливо» Татьяны Амосовой, и наш госконцерн. Остается ответить: что делать дальше? Продолжать сотрудничество с американцами в ущерб собственному производству и если да, то в каких объемах и на каких условиях?
К сожалению, пока политика диверсификации в области ядерного топлива привела лишь к убыткам «Энергоатома». И если Киев все же решится продолжать закупки американских кассет в каком-либо ограниченном объеме, возможно предварительно стоит потребовать от американцев правовых и финансовых гарантий качества собственного топлива?
В противном случае следует признать, что сам факт субсидирования конструкционных недоработок американских ядерщиков является для Украины абсолютно приемлемым в целях энергетической диверсификации.
Олег Кильницкий
09.09.2013 г.