Алексей Кочанов: Борисполь получил шанс стать крупным хабом

В интервью корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ генеральный директор аэропорта Борисполь Алексей Кочанов рассказал о том, когда в аэропорту закончится стройка, стоит ли ждать появления недорогих кафе и современного паркинга, а также об украденных туфлях Пэта Кокса.

- Вы заявили о переводе международных и внутренних рейсов МАУ «под одну крышу» в терминале D. Когда начнется обслуживание в таком режиме?

- В конце марта мы запускаем в работу второй этаж терминала D, который ранее пустовал, а концепция его использования была непонятна. Под перевод внутренних и международных рейсов базового перевозчика под одну крышу, задействовано 5,5 тыс м кв.

Сегодня на объекте идут строительные работы. Мы предусмотрели зону для офисов авиакомпаний. В левой части будет зона ожидания для пассажиров, в центре - коммерческие площади. С левой стороны терминала D предусмотрено 6 выходов на посадку. Концепция одобрена перевозчиками и согласована с Мининфраструктуры.

- С переводом внутренних рейсов МАУ в терминал D, как будете использовать терминал В?

- В качестве терминала для чартерных рейсов и лоу-кост компаний. В этих сегментах технологические процессы по обслуживанию пассажиров и багажа гораздо проще.

С 27 октября мы уже начали перевод чартерных программ в терминал В. Перевели авиакомпании МАУ и Авиалинии Харькова. До 14 ноября переведем ЮтЭйр и в ноябре - Розу Ветров. После этого начинаем переводить лоу-кост перевозчиков (Flydubai, AirArabia и др.).

- Терминал F собирались использовать в качестве лоу-кост терминала. Почему отказались от этой идеи?

- Не совсем так. Этот терминал должен был решать временную проблему обслуживания пассажиропотока до введения в эксплуатацию терминала D. Однако еще на этапе проектного решения, закладывалась возможность его использования в качестве грузового терминала, что позволяет сегодня, быстро и недорого переконфигурировать его в грузовой терминал. Ключевые игроки грузового авиарынка (МАУ, Lufthansa и TurkishAirlines) заинтересованы в развитии терминала F, как грузового.

Пока терминал законсервирован. Это связано с отсутствием полноценного подъезда к терминалу F грузового транспорта. Необходимо, чтобы он не совпадал со схемой подъезда пассажиров. Мы уже понимаем, где должен проходить альтернативный подъезд и договариваемся с собственниками земельных участков, на границе которых проходит эта дорога.

- В аэропорту по-прежнему не решена проблема паркинга напротив терминала D. Когда ожидать его появления?

- Накануне проведения Евро-2012 проект заморозили. Сегодня возобновлено действие всей проектной документации, строительство расконсервировано и идет полным ходом. Мы укладываемся в сроки и планируем реализовать проект к летнему сезону IATA - в конце марта следующего года.

- Почему строительства паркинга приостановили? Не хватило денег?

- Не хватило времени. К Евро-2012 построить паркинг не успевали, а во время проведения чемпионата было запрещено, чтобы напротив терминала находилась действующая строительная площадка. Тогда строительство приостановили и организовали там временную стоянку машин.

- Как будет выглядеть новый паркинг?

- Паркинг будет четырехуровневым, на 2038 машиномест. Постараемся максимально автоматизировать процессы. Будут установлены автоматические системы учета и парковки.

- Обойдетесь без парковщиков?

- На первом этапе - нет. Об этом свидетельствует опыт московского авиаузла. К сожалению, не у всех есть банковские карты. Иногда они не работают. Это тоже нужно учитывать. Но перед собой такую задачу ставим.

- Уже определена стоимость парковки?

- В разработке. Хотим применить дифференцированную систему, на «любой кошелек». Почасовая парковка будет дороже, а долгосрочная (посуточная) - дешевле. Такая система работает во многих аэропортах мира, в частности в Москве, Вене, Мюнхене, Франкфурте и тд. Также стоимость парковки будет зависеть от приближенности места парковки к терминалу - чем ближе, тем дороже.

- Если сравнивать с существующими ценами, в новом паркинге будет дороже?

- Стоимость будет не больше 100 грн. в сутки. Сегодня на парковках, которые находятся удаленно от терминала D (возле терминала F и D), цена - 60 грн. в сутки.

- Планируется ли организовать бесплатный подъезд/парковку, где можно было бы бесплатно постоять 5-10 минут, чтобы высадить или забрать пассажиров и багаж, не создавая при этом пробки на подъезду к терминалу?

- На всех функционирующих в Борисполе паркингах есть 10-минутная бесплатная стоянка. Эта практика продолжится. Есть проблема у терминала D, где сейчас ограничено количество мест для стоянки (170 и 190 мест), но с введением нового паркинга этой проблемы не будет.

- Означает ли консервация терминала F и другие преобразования, осуществляемые в Борисполе, что масштабная реконструкция к Евро-2012 была ошибкой? Не кажется ли вам, что аэропорт слишком раздут?

- Сложный вопрос. Нужно понимать, в какой ситуации находился, в то время руководитель предприятия и какие ограничения существовали. Был момент, когда развитие аэропорта было заблокировано земельными спорами, далее определенные задачи ставились к Евро-2012. Можно долго рассуждать - правильно его строили или нет. Но, безусловно, если бы это делала сегодняшняя команда, мы бы строили иначе.

- Какие инвестиции требуются на реконструкцию терминалов и строительство паркинга?

- Титул проекта по паркингу утвержден еще до нас, на уровне 518 млн. грн. Он не менялся. Проект и работы по строительству второго этажа в терминале D будут стоить около 90 млн. грн. По терминалу F пока нет сметы, стоимость его переконфигурации - до 15 млн. грн.

- Можете гарантировать, что в начале следующего года все строительные работы в аэропорту будут закончены и Борисполь заработает полноценно?

- С апреля месяца все должно работать на 100%.

- Как аэропорт готовится к восстановлению дальнемагистральной сети рейсов, которая была утрачена, после ухода с рынка АэроСвита?

- Надеемся, что к лету у украинских перевозчиков будет 7-8 дальнемагистральных судов (у АэроСвита было 6 таких самолетов), тогда удастся полностью восстановить программу дальнемагистральных рейсов. Уже выполняются рейсы в Бангкок и Гоа. С летней навигации МАУ запускает рейсы на Нью-Йорк, Торонто. Идут процедуры по получению назначений в Китай.

- За счет чего будете привлекать пассажиров?

- За счет создания продукта. Это рейсы, стыковки, цены, маркетинг. Но привлечение пассажиров - это, прежде всего, задача авиакомпаний. Находимся в финальной стадии согласования прогрессивной системы скидок, именно под трансферные перевозки.

- Какие новые авиакомпании придут в Борисполь в ближайшее время?

- Открыты ежедневные рейсы в Цюрих, авиакомпании Swiss International. С 16 января готовимся встречать ежедневные рейсы Emirates Airline. С декабря - Meridiana fly возобновляет полеты в Неаполь и Вернону. Новые рейсы откроют из Борисполя на Гран- Канарию (Испания), Зальцбург (Австрия), Гренобль (Франция), Римини (Италия).

- Лоу-кост компании в Борисполе представлены слабо. За счет чего собираетесь их привлекать? Является ли это приоритетом для аэропорта?

- Привлечения лоу-кост перевозчиков не стоит у нас в приоритете. Мы видим, что здесь больше маркетинговых шагов, чем значительной разницы в цене по сравнению с традиционными авиакомпаниями. Например, стоимость билета авиакомпании Lufthansa, купленного за 4-6 месяцев до вылета, будет сопоставима с ценой на прямой перелет лоу-кост авиакомпании. Билет в европейском направлении будет стоить 150-200 евро.

Я не вижу на украинском рынке предпосылок для массового появления лоу-кост перевозчиков и изменения ситуации на рынке.

- Но Украина находится в заключительной фазе переговоров об открытом небе. Разве это не изменит ситуацию?

- Думаю, что при условии «Открытого неба», потенциально, на рынке может появится сильный игрок, типа RanAir. Но такая авиакомпании, если и будет заходить, то сразу с 10 направлений, например, европейских. Это станет возможным после того, когда будет понятна ситуация с госрегулированием рынка авиаперевозок.

- Недавно одна из арабских авиакомпаний начала рейсы из Киева в ОАЭ. Билет на 5-часовой перелет стоит около 750 грн. В Крым из Киева за часовой полет в одну сторону - почти те же деньги. Вы не знаете, почему такая ситуация в стране продолжается годами?

- Думаю, первопричина в ограниченном спросе и низкой покупательной способности. Сегодня воздушным транспортом в Украине пользуются, в основном, бизнесмены - он остается недоступным для широкого круга. Низкий спрос не позволяет поддерживать высокую частоту полетов. Соответственно, авиакомпаниям сложно снизить удельные расходы. Например, Wizz Air, в 2008 году начинала полеты в Одессу, Львов, Симферополь. Даже используя модель лоу-коста с низкими ценами, авиакомпания не смогла удержать ни одно из этих направлений. Возможно, изменить ситуацию могла бы государственная поддержка авиакомпаний, осуществляющих внутриукраинские перевозки.

Если говорить о поддержке развития внутриукраинских рейсов со стороны аэропорта, приведу две цифры. Согласно существующей системе регулирования ставок и сборов, за украинского пассажира аэропорт получает $5, за международного - $25.Это большой шаг в сторону развития внутриукраинской программы полетов, но к сожалению эффекта нет.

- В аэропорту до сих пор не решены две важные проблемы: отсутствие точек питания и дьюти-фри. Когда ожидать их появления?

- Такая ситуация возникла из-за инертного бюрократического механизма по построению сети общепита и дьюти-фри на госпредприятии. Ввиду длительной цепочки согласований документов, договора аренды, например, подписывались от полугода до двух лет. Мы предложили новую концепцию работы этих двух блоков, которая позволит аэропорту влиять на ассортимент, качество продукции, цены. Фактически самостоятельно управлять этими видами бизнеса.

19 октября получили разрешение на функционирование собственных магазинов дьюти-фри. Уже работает два магазина, в которых под нашей маркой реализуются товары беспошлинной торговли. До 15 декабря зона присутствия таких магазинов будет расширена с 400 до 2 тысяч кв. метров. Вдвое расширим существующую зону с товарами в сегменте массового спроса (алкоголь, сигареты, игрушки, парфюмерия). Также планируем выделить порядка 1 тыс. кв. метров под монобрендовые бутики. К следующему лету пассажиры увидят, что в аэропорту появились торговые марки, которые представлены во многих аэропортах мира и которых раньше не было в Борисполе.

Что касается сети общепита, на всех этажах терминала D появятся разноформатные заведения общественного питания - от заведений быстрого питания, до ресторана, который будет находиться на четвертом этаже и предназначен для пассажиров, которые никуда не спешат и хотят провести время с комфортом.

- Еда в любом аэропорту недешева в принципе, но в Борисполе особенно. Например, в новом терминале D, стоимость кофе начинается от 29 грн., бутылка минеральной воды - 30 грн., будерброд - 80 - 100 грн. Откуда такие цены? Будет какая-то альтернатива?

- Будут зоны, где пассажиры смогут получить полноценное горячее питание разнообразных кухонь мира и зоны, где можно будет выпить кофе и съесть бутерброд. Попытались удовлетворить все ожидания пассажиров по времени и стоимости обслуживания.

Концепция по магазинам дьюти-фри и общественного питания должна быть реализована до 15 декабря.

- Сколько будет заведений общепита?

- Порядка 15. Они будут занимать территорию чуть больше 2 000 кв. метров (мелкоформатные заведения). Ресторан на четвертом этаже займет порядка 700 м кв.

- На прилегающей к терминалам территории нет заведений фастфуда. Например, в Москве, Стамбуле есть ресторан сети KFC, что удобно и не дорого. Есть ли планы по привлечению таких сетей?

- Нет. Площадь терминала D в 107 тыс м кв, адекватна для того, чтобы комфортно разместить сети питания и магазины дьюти-фри внутри и при этом качественно обслуживать пассажиров.

- Если я не ошибаюсь, в аэропорту работает всего два банковских отделения и то, поочередно. Этого явно не достаточно. Будет ли увеличиваться количество пунктов по обмену валюты?

- Сегодня работает три точки: две - в зоне прилета и одна - в зоне отправления. В ближайших месяц появится еще три точки по обмену валюты. Этого должно хватить.

В целом ситуация с несанкционированным доступом к багажу постепенно нормализуется. В октябре 2013 года поступило 5 обращений пассажиров, на несанкционированный доступ к содержимому багажа. Это на 12 обращений меньше по сравнению с октябрем 2012 года.

- Недавно прошла информация о том, что у Пэта Кокса, который вместе с Александром Квасьневским помогает украинской власти решить проблему Юлии Тимошенко, в Борисполе из багажа украли туфли. Нашли? Казалось, что проблема воровства вещей из багажа была решена в Борисполе перед Евро-2012.

- Я был удивлен, когда прочитал эту информацию в интернете. Мы провели расследование, информация не подтвердилась. Такого факта не было, это слухи.

- Как продвигается проект по запуску «Воздушного экспресса»?

- Мы обсуждаем реализацию проекта в рамках рабочей группы раз в две недели. Заинтересованы в его реализации. Экспресс должны запустить до 2015 года. Получен ордер на проведение подготовительных работ.

- Какой должна быть цена билета в этих поездах, чтобы они пользовались спросом, учитывая, что стоимость билета с ж/д вокзала на SkyBus составляет 40 грн.?

- Цена на уровне 80-100 грн. будет адекватной, учитывая, что минимальная стоимость такси составляет 150 грн.

- Изменилась ли концепция развития аэропорта? Вы по-прежнему намерены развивать в Борисполе хаб?

- Я не заметил, чтобы до нас был сделан хоть один шаг в этом направлении. Переформатирование терминала D - первый шаг в развитии этой концепции, он сделан уже сейчас, новой командой. В терминале D за полгода будут построены все необходимые инфраструктурные объекты, для того чтобы он стал хорошим трансферным терминалом.

Кроме того, после банкротства АэроСвита, большинство назначений получило МАУ. Таким образом, в Украине остался сильный базовый перевозчик, который соединил маршрутную сеть западной Европы со странами СНГ, Юго-Восточной Азии, Персидского Залива. Выгодное географическое положение, совокупные возможности аэропорта и базового перевозчика создали уникальный шанс для гражданской авиации Украины. Мы вряд ли в ближайшее время станем таким хабом, как Франкфурт, или Мюнхен, но сделаем большой шаг в этом направлении.

- Украина создаст предприятие по управлению взлетно-посадочными полосами. Вы согласны с утверждением, что терминальные комплексы - это задача бизнеса, взлетно-посадочные комплексы - это задача государства?

- Мы принимали участие в заседании рабочей группы по этому проекту. Он касается больше региональных аэропортов, где существует проблема с финансированием строительства ВПП. Этот проект призван решить именно эту проблему. Мне кажется, государству будет легче управлять полосами, если они будут в госсобственности.

- Вопрос по привлечении концессионера в Борисполь остается открытым? Есть ли компании проявляющие интерес к аэропорту?

- Недавно министр инфраструктуры заявил, что вопрос о концессии не рассматривается в настоящее время. Думаю, этим поставлена точка над всеми разговорами, которые были ранее.

- Первое полугодие аэропорт Борисполь завершил с чистым убытком 7,1 млн.грн. в то время, как финплан предприятия предусматривает получение по итогам года чистой прибыли в размере 84 млн.грн. Как вы намерены выходить на эти цифры?

- За 9 месяцев мы получили прибыль, которая уже превышает указанную за год - около 94 млн. грн. Ситуация выравнивается.

- Какой пассажирооборот аэропорта за 10 месяцев? Сколько планируете по итогам года?

- В октябре, впервые в этом году, мы превысили показатель прошлого года. Рост составил 1%. За 10 месяцев 2013 года отстаем от результата аналогичного периода прошлого года на 9%. Согласно оперативной информации, в ежедневном режиме наблюдается рост от 5% до 10% по сравнению с такими же днями прошлого года.

Планируем к концу года перевезти 8 млн. 100 тыс пассажиров.

- Какой пассажиропоток ожидаете в 2014 году?

- Ставим перед собой задачу перевезти 10 млн. пассажиров.

Денис Кацило

12.11.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua