Аэродромный раздор между министерствами

Минтранссвязи и Минобороны делят военную площадку в Борисполе.

На прошлой неделе Кабмин своим распоряжением отменил решение от 1994 года о разделе целостного имущества аэропорта «Львов» с передачей взлетно-посадочной полосы Министерству обороны Украины (МОУ). Таким образом, завершилась одна из тяжб последнего года между МОУ, с одной стороны, и Минтрансом - с другой о принадлежности взлетно-посадочной полосы, а, значит, и аэропорта.

Причиной ведомственного спора было решение предыдущего министра обороны Украины Анатолия Гриценко о передаче «военной» части львовского аэропорта госпредприятию МОУ «Украинской авиационной транспортной компании» (УАТК). Кроме львовского участка, УАТК также были переданы в управление военная площадка возле аэропорта «Борисполь», а также военные аэродромы в пгт Озерное (Житомирская обл.) и в г.Белая Церковь (Киевская обл.). Передача этого имущества на баланс УАТК проводилась в 2006 году. Когда эти факты стали достоянием общественности, оказалось, в прессе появились сообщения, что эти решения принимались лично министром обороны без согласования с Кабмином. Для их расследования в августе прошлого года правительство создало специальную комиссию, которая должна была выяснить все обстоятельства.

С момента создания УАТК в 1997 году компания получила от Минобороны около 170 самолетов и вертолетов: из них 94 Ил-76/78, 22 Ан-12, 15 Ан-26, 2 Ту-154 и 35 вертолетов (на момент распада СССР в Украине базировались 180 Ил-76, включая специальные модификации Ил-78 и Ил-80). Сейчас их осталось 64. В настоящее время УАТК эксплуатирует два десятка самолетов, остальные в ходе деятельности компании использовались в качестве запчастей. УАТК - единственная компания за всю историю Минобороны Украины, которая выпустила облигационный заем (на 75 млн. грн., на сегодняшний день размещено 45 млн. грн.). Купон погашения - 14,5% годовых. Сразу после выпуска облигаций они были положены на депозит в коммерческом «Энергобанке» под 15% годовых. Разница составляет 0,5%, которые, видимо, идут на выплату держателям облигаций. Данных о лицах, купивших ценные бумаги УАТК, нет. Президент УАТК неоднократно заявлял о намерении заказать десять транспортных самолетов Ан-70 (гражданская версия). Кроме того, УАТК, по его словам, намерена вскоре закупить два комбинированных В-747F для военных и грузовых перевозок для передачи в лизинг, хотя данная модификация самолета просто не предусмотрена для перевозок военной техники).

В свою очередь, руководство УАТК неоднократно рассказывало в прессе о грандиозных планах по освоению бориспольского участка в виде создания грузового и гостиничного с офисным комплексом. Уже тогда в Минтрансе отвечали, что этот участок - ввиду его полной ненужности Минобороны - будет, скорее всего, возвращен в состав аэропорта. Но тогда закончить дискуссию помешали досрочные парламентские выборы. Понадобился почти год, чтобы Минтранс вернулся к теме принадлежности площадок во Львове и Харькове. Оказалось, что менеджмент УАТК также активно действовал: в его распоряжении за это время оказался госакт на взлетно-посадочную полосу во Львове, и возможно, что аналогичные действия были проведены в отношении бориспольского участка.

В контексте подготовки аэропортов к проведению Евро-2012 оказалось, что отобрать военное имущество очень просто. Достаточно отменить исходное решение о разделении имущества в аэропортах Львова и Борисполе. Но МОУ, довольно спокойно расставшись с западной площадкой, похоже, не намерено уступать столичный участок. Рассмотрение вопроса правительством было перенесено на 25 июня, но гарантий, что он будет рассмотрен в выгодном для военного ведомства свете, нет.

Кстати, вне поля зрения правительства осталась передача УАТК военных аэродромов в Озерном и Белой Церкви, а также в Запорожье, Узине и Стрые. Компания, таким образом, стала практически монопольным владельцем крупных военных аэродромов. В связи с этим в СМИ курсировали слухи о грядущей корпоратизации авиакомпании. Смена руководства Минобороны отодвинула эту интригу на задний план. Но вопрос, кому будет принадлежать участок в Борисполе, - Минтранссвязи или МОУ - будет разрешен, скорее, в пользу транспортного министерства.

Расположение военной площадки - козырный аргумент не только в контексте подготовки к Евро-2012, но и в планах расширения самого аэропорта. Пока что руководство Минтранса особо акцентирует внимание на том, что участок будет использоваться для реконструкции и расширения Борисполя в рамках подготовки к Евро-2012.

И в то же время за кадром остается то обстоятельство, что военное руководство (даже - не УАТК) лишается в пределах Киева собственной территории для стоянки, а также приема и отправки самолетов. В Борисполе сейчас базируется техника отдельной авиатранспортной бригады (АТБ) Воздушных сил ВСУ, которая осуществляет перевозку руководства МОУ и украинской армии, доставку грузов миротворческим контингентам. Военная площадка в Борисполе - отправная точка для самолета Ан-30Б эскадрильи «Блакитна стежа», который осуществляет верификационные полеты в рамках международного договора «Открытое небо». Получается, если военная площадка будет отдана Минтрансу, то АТБ в лучшем случае будет перебазирована, а в худшем - расформирована, и еще остающиеся пилоты военно-транспортной авиации (а для перевозок руководящего состава нельзя обойтись без профи) будут искать счастье в небе Африки и Азии, где на их мастерство еще есть спрос.

Наталья Печорина

27 июня 2008 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua