Уже в начале июня Украина планирует подписать с ЕС соглашение о совместном авиапространстве. Оно снимает для участников договора существующие ограничения, когда назначение на маршрут и частота полетов регулируются межправительственными соглашениями.
У пассажиров появится более широкий выбор: можно будет найти наиболее удобный рейс, улучшится ситуация со стыковками в европейских аэропортах. Обеспечить это смогут именно европейские перевозчики, считает эксперт в авиационной отрасли Артур ВинюковПрощенко. «На таких популярных направлениях, как Париж или Амстердам, европейцы однозначно будут демпинговать. Имея большой флот, они сделают большую частоту рейсов, что очень важно. Организуют удобные стыковки в аэропортаххабах», - говорит он. Руководитель Центра экономического и политического анализа Александр Кава считает, что европейские авиакомпании будут в Украине, как и в Европе, пытаться конкурировать с лоукостами, но устанавливая более высокую цену за счет сервиса и возможности летать по многим маршрутам с пересадкой в хабе.
Национальный институт стратегических исследований при президенте Украины (НИСИ) прогнозирует, что тарифы на перевозки могут снизиться для украинцев в полторадва раза, а на внутренние рейсы вообще - в дватри раза. Так, в прошлом году на рейсе Киев - Вильнюс «Международные Авиалинии Украины» снизили их до уровня Wizz Air - с $350 до $100. А российский «Аэрофлот» перед началом полетов лоукостера из Будапешта в Москву вдвое снизил стоимость билетов на этом направлении - до 100 евро. И все же говорить, насколько упадут цены авиабилетов с открытием неба, преждевременно, ведь они зависят от конъюнктуры рынка.
Есть ряд решений, которые Украина может взять на вооружение, чтобы усилить позиции своих авиаперевозчиков. В России, например, рассматривается проект закона о невозвратных авиабилетах. Пока пассажир имеет право отказаться от полета не позднее чем за 24 часа до вылета и получить уплаченную за билет сумму. При отказе менее чем за сутки может быть удержано не более 25% цены билета. В Минтрансе отмечают, что эти риски закладываются в тариф, и это приводит к увеличению стоимости перевозки для пассажиров. Невозвратный билет может стоить на 10-15% дешевле возвратного.
В мире распространена практика так называемого овербукинга - авиакомпании продают билетов немного больше, чем мест в самолете, в расчете на то, что часть пассажиров откажется от полета. Российские авиаперевозчики сообщали, что от запланированного полета отказываются в среднем 8% купивших билеты. И выгоднее заплатить компенсацию комуто из пассажиров, если на рейс придет больше желающих, чем посадочных мест в самолете.
Впрочем, европейцы не станут вытеснять украинские авиакомпании со всех направлений, но на востребованных международных направлениях конкурировать с иностранцами будет сложно. Они и ранее нарекали на дороговизну инфраструктуры (аэронавигации, топлива и т.п.) и отсутствие альтернативного выбора поставщиков услуг в аэропортах.
«Учитывая, что в отличие от ЕС с топлива, реализуемого для гражданской авиации, собирается акцизный сбор, авиатопливо в Украине в полтора раза дороже, чем в странах Евросоюза», - отмечается в аналитической записке НИСИ. Правда, фискальное бремя для отечественных авиакомпаний власти несколько облегчили. Например, по нормам нового Налогового кодекса с 2011 года они освобождены от уплаты 20% НДС при оплате услуг по аэронавигационному обслуживанию. Но это может лишь немного удешевить себестоимость билета на внутренние рейсы. Так, по данным «Украэроруха», аэронавигационные услуги в его стоимости составляют лишь 7%.
Андрей Муравский
20.05.2014 г.