10 минусов антикризисного закона правительства

Закон о предотвращении финансовой катастрофы сам может стать катастрофой

Принятый на прошлой неделе правительственный Закон об антикризисных мерах заставил понервничать многих. Но главные проблемы могут оказаться впереди.

Документ писали в Кабмине в закрытом режиме, и по ускоренной процедуре «ввиду революционной целесообразности». Именно так в правительстве пояснили, почему законопроект, в котором 90% - это поправки в Налоговый кодекс, даже не попал на рассмотрение в профильный комитет по вопросам налоговой и таможенной политики.

Поэтому депутатская группа «Экономическое развитие», в которой я являюсь заместителем главы, за документ не голосовала. Профильный комитет не имел к документу никакого отношения, и мы были против такой процедуры его принятия. Но через несколько часов уговоров и угроз о дефолте со стороны чиновников из Кабмина было решено поддержать законопроект.

С 1 апреля (когда закон был опубликован и сразу вступил в силу) телефоны в комитете не умолкают. Нервничают представители бизнеса, эксперты, чиновники. Главный вопрос: «Вы знаете, что теперь будет?» Отвечу прямо - будет сложно. После детального анализа антикризисного закона правительства мы выделили в документе десять его самых проблемных положений. Этот список неполный, и может быть продолжен. Подчеркну, что это не «критика ради критики», у нас есть конструктивные предложения, которые позволят минимизировать негативные последствия спорных статей для бизнеса. Часть поправок прописаны в законопроекте, зарегистрированном в парламенте, остальные скоро будут в отдельном проекте. Ниже - детально о каждом из десятка проблемных пунктов документа и вариантах их изменения.

1. Ставки налога на прибыль в размере 18% и НДС в размере 20% вводятся на постоянной основе - снижения ставок по двум основным налогам в следующем году не будет. То есть в Кабмине уже сейчас прогнозируют ухудшение экономической ситуации и в следующем году. Но меняя правила игры, правительство не дает никаких стимулов взамен. Мы считаем, что запланированное снижение налогов нужно вернуть.

2. С 1 июля процентные доходы (свыше 20 706 грн. в год) по депозитам будут облагаться подоходным налогом: 15% - если проценты начислены свыше 248 472 грн. (за 2014 год), 20% - если проценты начислены от 248 473 грн. до 482 328 грн., и 25% - если проценты начислены от 482 329 грн. Это уже вызвало отток вкладов из банковской системы, которая и так неустойчива. Предлагаем вообще не облагать процентные доходы или вернуть прежнюю ставку в размере 5%.

3. Налоговики получат упрощенный доступ к информации о депозитах населения в банках - закон снимает ограничения на получение информации, содержащей банковскую тайну. Нужно детально расписать условия получения и процедуру использования налоговиками информации о банковских вкладчиках.

4. Налогообложение дивидендов, роялти и инвестиционной прибыли по прогрессивной шкале (15%, 20% и 25%). Такие методы приведут только к тенизации пассивных доходов, а «проиграет» в результате госбюджет. Нужно вернуть прежнюю ставку в размере 5%.

5. Отсутствие прогрессивных мер по выводу зарплат из «тени». Стоит изменить действующую норму налогообложения доходов в виде зарплат и ввести прогрессивную шкалу подоходного налога со ставками 10%, 15% и 20%. Это позволит уменьшить на 5% налоговую нагрузку на фонд оплаты труда, при этом значительные суммы доходов облагать по повышенным ставкам. Такой подход более справедлив.

6. Введение новой категории налогоплательщиков: те, кто имеют или пользуются земельным участком больше 12 соток и используют устройства для получения воды из-под земли в объеме больше 13 куб. м на человека в месяц, должны платить за пользование недрами. По факту это налог на колодцы и скважины, которые находятся в частной собственности граждан. К тому же неясно, как собирать такие налоги, ведь, чтобы проверить, есть ли у кого-то скважина, нужно как минимум решение суда для доступа на частную территорию. Учитывая, что параллельно законом вводится налогообложение общей площади, куда попадают и бассейны, для которых используют подземные воды, то во введении так называемого «налога на колодцы и скважины» вообще нет смысла.

7. Налог на недвижимость теперь взимается с общей площади объекта жилой недвижимости, в том числе с его частей. На деле получается, что взимать налог на недвижимость будут и с помещений для содержания домашних животных или сараев для хранения хозяйственного инвентаря. Нужно вернуть норму, когда налог взимается с жилой площади, и увеличить ставки налога на недвижимость для домов и квартир с большой площадью.

8. В два раза повышается сбор за пользование радиочастотными ресурсами, что приведет к росту цен на услуги мобильной связи. Нужно оставить ставки на нынешнем уровне и внедрить в Украине европейские подходы, а именно дать право пользователям радиочастот применять современные технологии 3-го и 4-го поколений. Государственный бюджет в результате получит средства с лицензий, а операторы и пользователи - новое качество связи.

9. Решение повысить акцизы в среднем на 25-45% при падении производства всех групп подакцизных товаров до 30% - очень преждевременное. Эти нормы вступают в силу со второго полугодия, к тому времени нужно еще раз оценить состояние отдельных отраслей и определиться, есть ли смысл в кардинальном повышении ставок.

10. Сбор с продажи валюты в размере 0,5% на постоянной основе. Норму нужно сделать временной до конца 2014 года, и при необходимости продлить еще на год.

7 апреля 2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua