Забастовкой по «разгильдяйству и бездорожью»?

Все попытки КГГА и Минтранссвязи успокоить дальнобойщиков так ничего и не дали. Автоперевозчики все-таки решили провести акцию протеста в столице 6 мая. Как не сложно догадаться, она приведет к многокилометровым пробкам и заторам.

Список из 13 пунктов от протестующих обнародовался неоднократно. Большинство из требований - это проблемы, которые ставятся перед Минтранссвязи, Гостаможслужбой и Кабмином на протяжении последних пяти лет. Всего же этот список насчитывает почти 50 вопросов. Однако, по словам представителей забастовочного комитета, 13 из них наиболее актуальны именно сейчас.

Первая претензия обращена к мэрии Киева по поводу запрета въезда в столицу большегрузных авто в дневное время. Данная проблема «будоражит» перевозчиков уже третий месяц подряд. Запрет планировали ввести с 1 февраля, потом в марте, апреле, мае. Теперь говорят об июне. Складывается впечатление, что данная норма своего рода предвыборный ход команды Леонида Черновецкого, поскольку, с одной стороны, руководство города показывает свою заботу о киевлянах, с другой - не хочет идти на обострение отношений с автоперевозчиками - себе дороже… И переносит сроки введения запрета.

О том, что ограничение является предвыборным ходом, говорит хотя бы тот факт, что никто в мэрии всерьез к реализации подобного решения и не думал готовиться. Большинство мер носят декларативный характер, а те мероприятия, которые действительно надо было проводить: выносить за пределы города таможенные терминалы, склады, строить специальные площадки для отстоя транспорта и т.д., - стоят достаточно дорого, и вряд ли эту проблему можно решить за пару-тройку месяцев.

Вместо этого руководство города ограничилось «косметическими» мерами: на въезде в город установили предупреждающие знаки, в стоянки для отстоя грузовиков записали парковки возле кафе и автозаправок и якобы договорились с ГАИ про блокирование въезда в столицу грузовиков. Правда, сотрудники ГАИ упорно отказываются говорить, каким же именно образом они будут убеждать водителей не ехать в город в дневное время суток – штрафа-то за въезд не предусмотрено.

Единственное, что может сделать инспектор, - это проверить документы у водителя и настоятельно ему рекомендовать не ехать в город, а развернуться на ближайшей развязке и отправиться в пригород. Если же просто физически не пускать в столицу грузовики, то все въезды в город будут заблокированы через 15 минут после начала такой акции.

Фактически складывается патовая ситуация и КГГА делает хорошую мину при плохой игре - переносит сроки введения запрета, при этом якобы идет на уступки перевозчикам. Последний вариант - введение квоты в 2,5 тыс. ед. для транзитного транспорта, который может проехать по Киеву в дневное время суток.

Сразу же возникает вопрос: каким образом будет распределяться эта квота? От ответа мэр Киева Л.Черновецкий уклонился: «Мы действуем в интересах киевлян и все, что делается, все делается только для киевлян».

Как бы то ни было вопрос с ночным отстоем «большегрузов» был самым животрепещущим для автоперевозчиков, и на первый взгляд, причин для забастовки уже нет, т.к. запрет отсрочили. Но АсМАП настаивает на решении еще 12 проблем.

Далее в списке требований к органам госвласти числится целый набор претензий к ГТСУ. Речь, в частности, идет о выполнении распоряжения КМУ №307 от 07.06.2002 г. о запрете принудительного оформления документов на автомобили через частный терминал в пункте пропуска «Ягодин».

Напомним, этот скандал длится уже шесть лет. Таможня отказывается оформлять документы непосредственно на границе, мотивируя это низкой пропускной способностью пункта пропуска, тогда как частный терминал позволяет оформлять все документы. Но дело в том, что частники берут за въезд на терминал 117 грн. с машины. Перевозчики уже несколько раз устраивали акции протеста на границе, блокируя дорогу грузовиками, однако многочисленные комиссии проблему так и не решили.

Новый глава ГТСУ Валерий Хорошковский уже пообещал решить проблему путем создания госпредприятия «Украинский грузовой комплекс». Эта структура якобы будет строить гостерминалы на границе, которые и разгрузят пункты пропуска. Однако когда заработает эта структура, не известно, а пробки на границах появляются ежедневно.

Под №3 в списке претензий перевозчики указывают письмо ГТСУ от 16.01.2008 г. №11/1-15/352-ЕП об отмене использования вексельной формы расчетов при таможенном оформлении транспортных средств. Начальник департамента правового обеспечения АсМАП Владимир Бидах считает, что этим письмом таможня превысила свои полномочия, т.к. вексельная форма вводилась законом, а значит отменять ее должна ВР. Этот конфликт, в принципе, легко разрешить путем отмены письма, но вот пойдет ли на это руководство ГТСУ, перед которым поставлены четкие планы по наполнению госбюджета?

Четвертый пункт требований сформулирован следующим образом: «устранить тотальный досмотр таможней автотранспорта и контейнеров на терминалах Одесского и Ильичевского МТП». Таможня эту меру объясняла борьбой с контрабандой и занижением таможенной стоимости товаров, однако из-за этого на подходах к портам скопилось до 10 тыс. контейнеров. В.Хорошковскому неоднократно указывали на эту проблему, но он не пошел навстречу по уже указанной выше причине.

Пункт пятый требований выглядит весьма толерантно: «привести к европейским стандартам процедуры и сроки оформления товаров и транспортных средств в пунктах пропуска через госграницу и на внутренних таможнях». На самом деле перевозчики требуют отменить обязательное взвешивание грузовиков. Соответствующих комплексов просто не хватает, из-за этого на границах скапливается огромное количество машин. Вводилась эта норма ГТСУ опять-таки для борьбы с контрабандой и перспективы ее отмены аналогичны п.п.№3 и 4.

Шестой пункт: «вернуться к нулевой ставке налогообложения международных перевозок по Украине». Этот требование относится уже к ГНАУ. Приблизительно год назад налоговая начала предъявлять претензии к перевозчикам за якобы занижение налоговых платежей при международных перевозках. Логика следующая - когда осуществляется международный рейс, часть поездки осуществляется по территории Украины, следовательно, эту часть в тарифе надо вычленить и облагать налогами как внутренние перевозки. Это противоречит международной практике, и перевозчики уже судятся с ГНАУ. Пока что этот конфликт лежит в судебной плоскости и бастовать по этому поводу не имеет особого смысла.

Седьмой: «установить нулевую ставку ввозной пошлины для новых грузовиков с двигателями стандарта Евро-4 и Евро-5». Эту проблему с переменным успехом уже пытались решать неоднократно, но периодически она опять всплывает. В данном случае, все в руках Кабмина.

Восьмой: «передать АсМАП право распределения, выдачи и контроля использования разрешений на международные автоперевозки». Сейчас этим занимается госпредприятие «Служба международных автоперевозок» и вряд ли Минтрассвязи в этом вопросе пойдет на уступки забастовщикам. Во всяком случае, по словам замминистра Леонида Сергиенко, у него вызывает удивление, что ранее АсМАП требовала передать эти функции государству, а теперь хочет ими обладать. «Против этого министр направил ответ, что министерство не готово передать такие функции общественной организации», - отметил он.

Девятый и двенадцатый пункты требований лежат за пределами возможности Минтранссвязи: «решить проблему ограничения ввоза грузовиками горючего в собственных баках в Польшу и Словакию» и «решить проблемы визовых формальностей со странами ЕС». Это вопросы скорее к украинскому МИДу, но и оно вряд ли в состоянии решить эту проблему в обозримом будущем, так что организовывать забастовки по этим проблемам можно будет еще не один год.

Десятый пункт: «Решить проблему формальностей при перевозке по Украине опасных грузов в соответствии с соглашением с ЕС «ДПОГ»». В этой сфере украинские чиновники изобрели целую систему поборов по выдаче разрешений на перевозку, согласованию маршрутов и т.д. Вполне возможно, что решительность дальнобойщиков позволит упростить хотя бы часть процедур.

И наконец, пункты одиннадцать и тринадцать: «европейские требования по регистрации транспортных средств и ТО» и «контроль качества дизтоплива и стабилизация цен на него», скорее всего были внесены в список претензий для солидности. Меры по этим пунктам и так принимаются, правда, в большинстве случаев, они, к сожалению, малоэффективны.

Если же суммировать все вышесказанное, то по большинству пунктов протестующие просто не смогут добиться положительных решений в ближайшее время. Поэтому акции протеста будут повторяться еще не раз.



Тарас Федорчук

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua