5 июля 2012 г. Высший административный суд, впервые в истории Украины, принял решение о признании неправомерными действий чиновников, нанесших ущерб компаниям, занимавшимся перевозкой транзитных грузов.
Мы неоднократно информировали наших читателей о произволе «защитников природы» в отношении судовладельцев, портов и других транспортных компаний. Обращения в правоохранительные органы результата не давали, как и обращения в суды. Впрочем, на такие протесты решались немногие компании, поскольку связка «экологи - прокуратура - суды» на уровне Одессы много лет была непобедимой. В свое время эту проблему не смог решить даже Георгий Кирпа. Не удавалось противостоять противоправным действиям одесских чиновников и на уровне высших судебных инстанций в Киеве.
Однако, 5 июля 2012 г. Высший административный суд вынес решение, которым признал неправомерными действия чиновников Госинспекции по охраны окружающей среды Северо-Западного региона Черного моря. И, тем самым, признал правомерным решение Одесского окружного административного суда от 20 июня прошлого года, согласно которому был удовлетворен иск компании «Трансшип» к экологам, а их действия были признаны неправомерными.
Вкратце напомним суть дела. 14 апреля 2011 г. в 00.15, в Одесский порт прибыло судно «Алина» (флаг Украина, порт приписки - Одесса, оператор компания «Трансшип») для погрузки 30 тыс. т железорудного концентрата. Представители Госинспекции охраны окружающей среды Северо-Западного региона Черного моря на комиссию по оформлению прихода судна не явились, о чем был составлен соответствующий акт. Только в середине дня 14 апреля на судно прибыли двое инспекторов экологического поста с офицером погранслужбы. Капитан судна попросил подождать 10 минут, пока освободится. Но экологи не дождавшись, удалились. А затем составили акт об отказе капитана в проведении экологического контроля, чем, по мнению инспекторов, было нарушено действующее законодательство. Акт подписан двумя инспекторами, сотрудник погранслужбы от подписи отказался. При этом, в акте также было указано наличие маслянистой пленки размером 10 кв. м в акватории порта.
В загрязнении была обвинена «Алина», на экологической декларации на груз был проставлен штамп «вывоз запрещен» и было предписано прекратить грузовые операции. Вскоре в 15.30 экологи также задержали и транзитный груз ЖРК «Лебединского ГОКа» следовавший в адрес компании Metalloinvest Trading AG (Китай) и находившийся на причале.
В тот же день специалисты Одесского порта провели проверку, не выявили потеков нефтепродуктов на бортах судна и признали непричастность «Алины» к упомянутому маслянистому пятну в акватории порта. Несмотря на это, судно было задержано, а официально акт о задержке транзитного груза был предоставлен только 19 апреля.
Абсурдность ситуации заключалась в том, что у одесских «защитников» окружающей среды кроме претензий к судну возникли опасения по поводу экологической безопасности транзитного груза, который был доставлен в порт по железной дороге и уже прошел экоконтроль при ввозе в Украину. В итоге судно и груз были задержаны на неделю, а ущерб составил около $200 тыс.
Отметим, что речь пока идет не о материальном ущербе, а о нарушении чиновниками законодательства Украины. Решение же Высшего админсуда важно как прецедент для всей страны, в порты которой, из-за произвола «контролеров», уже давно не заходят суда ведущих судоходных компаний мира.
В связи с этим, хотелось бы напомнить, что транзит через Украину с каждым годом сокращается. Объемы которого но балансируют на уровне «дна» 2009 г. После заседания Кабмина 18 июля 2012 г. гендиректор УЗ Владимир Козак назвал причиной падения транзита мировой кризис. Но только ли в этом причина, если «защитник природы» в Одесском порту может безнаказанно на неделю задержать судно и 30 тыс.т. груза?
Показатели железнодорожного транзита через Украину в январе-июне, тыс.т.
Виды грузов |
2012 г. |
2011 г. |
% к 2011 |
Каменный уголь |
4238 |
4416,4 |
96,0 |
Нефть и нефтепродукты |
7385 |
9224,2 |
80,1 |
Руда железная и марганцевая |
4801 |
6 037,6 |
79,5 |
Руда цветная и серное сырье |
37 |
181,6 |
20,4 |
Черные металлы |
1795 |
1 241,0 |
144,6 |
Цветные металлы и изделия из них |
2 |
5,5 |
34,4 |
Лесные грузы |
30 |
72,5 |
41,7 |
Химические и минудобрения |
1742 |
2885,8 |
60,3 |
Химикаты |
1206 |
1569,8 |
76,8 |
Автомобили |
47 |
44,2 |
106,8 |
Машины и оборудование |
36 |
35,5 |
100,2 |
Зерно и продукты перемола |
518 |
243,1 |
213,0 |
Кокс |
28 |
114,6 |
24,6 |
Лом черных металлов |
19 |
66,5 |
28,0 |
Минстройматериалы |
268 |
239,2 |
112,0 |
Цемент |
4 |
3,2 |
135,3 |
Соль |
31 |
113,9 |
27,2 |
Другие грузы |
857 |
1186,8 |
72,2 |
Всего |
23043,6 |
27 681,7 |
83,2 |
Анна Середенко