Винский запутался в кредитах

Привлечение кредитных средств для «Укравтодора» в 2008 г. стало притчей во языцех. С лета Минтранссвязи выбирает лучшие условия для займа при том, что мировой финансовый кризис с каждым месяцем только усугубляется. Теперь ведомство отказалось от кредита ЕБРР, о выделении которого в банке вообще не знали.

В середине прошлой недели министр транспорта и связи Иосиф Винский уверенно высказывался, что «в пятницу, максимум в понедельник» переговоры с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) успешно завершатся. Транспортное ведомство, по словам его главы, решило занять средства для «Укрзализныци» и «Укравтодора».

Напомним, что УЗ планировала одолжить $250 млн. на закупку вагонов и локомотивов, а «Укравтодор» - $150 млн. на строительство и реконструкцию дорог М-02 (Копти-Глухов-Бачевск) и М-07 (Киев-Ковель-Ягодин). Предполагалось, что срок кредитования составит 7-10 лет, планируемая процентная ставка - LIBOR +4,5%.

Тем не менее, в пятницу, 26 сентября, И.Винский сделал, можно сказать, сенсационное заявление. По его словам, банк отказался предоставить кредиты подведомственным предприятиям Минтранссвязи. «Они сказали, что у них сейчас нет возможности предоставить этот кредит в связи с отсутствием ресурса. Они смогут дать его только в начале следующего года», - сказал министр.

Неспособность ЕБРР предоставлять кредиты тут же опроверг пресс-секретарь представительства банка в Украине Антон Усов: «В текущем году ЕБРР планирует инвестировать в Украину около €1 млрд., что будет практически означать 50%-ное увеличение объемов бизнеса по сравнению с 2007 г. Реализация всех проектов идет в нормальном плане и у нас достаточные ресурсы для их успешной реализации».

В данной ситуации удивляет не столько декларируемое отсутствие денег у банка, сколько информация о том, что неделю назад, т.е. 19 сентября, состоялся тендер по отбору банка для кредитования УЗ. Как оказалось, его выиграл Credit Suisse, который предоставит госадминистрации $250 млн. сроком на 10 лет под LIBOR +7,5% (ставка значительно больше, чем у ЕБРР). Таким образом, можно сделать предположение, что Минтранссвязи в очередной раз пыталось удешевить кредит, однако погоня «за двумя зайцами» снова не принесла дивидендов.

Нечто подобное можно было раньше наблюдать и в «Укравтодоре». Еще в июле текущего года госслужба автодорог провела тендер по отбору банка для привлечения кредита на сумму 800 млн. грн. под госгарантии. Однако позже И.Винский сообщил, что его результаты были отменены, поскольку выигравший его банк предложил слишком высокую процентную ставку. Повторный конкурс чиновники наметили на 22 сентября, но и его признали несостоявшимся, поскольку заявку подал только один претендент.

В итоге поиски дешевых денег завершились большим конфузом Минтранссвязи. Как уже говорилось, ведомство собиралось одолжить $150 млн. для «Укравтодора» у ЕБРР. Но в самом банке заявили, что с 2006 г. никаких совместных проектов с госслужбой не ведут и не планируют вести. По словам А.Усова, на данный момент осваивается кредит на сумму €200 млн. на строительство 3-й очереди дороги «Киев-Чоп». «Других проектов с «Укравтодором» мы не обсуждали. Поэтому речи о предоставлении или непредоставлении чего-то нового быть не может, поскольку проекта такого нет», - подчеркнул пресс-секретарь.

Лихорадочные метания руководителей министерства в поисках выгодных условий кредитования на фоне усугубления мирового кризиса также удивляют. После банкротства крупнейших финансовых банков США, в частности, Lehman Brothers, стоимость долларового кредитования в мире резко поползла вверх. Так, в конце сентября средняя ставка по долларовым кредитам в различных программах Федеральной резервной системы выросла с LIBOR +3,18% до LIBOR +3,75%.

Кроме того, в этот же период резко вырос спрос на ресурсы центральных банков, поскольку коммерческие все еще опасаются выдавать кредиты в условиях финансового кризиса. Например, средства на аукционе Европейского центрального банка (ЕЦБ) во вторник пользовались огромным спросом. ЕЦБ распределил €180 млрд. ($264 млрд.) под 4,73% - это максимальная ставка с мая 2001 г.

Таким образом, условия кредитования, которые предлагал ЕБРР (обычно это LIBOR +1% под госгарантии), при текущей конъюнктуре мировых финансовых рынков оказались весьма приемлемыми. Более дешевого ресурса, да еще и без обеспечения, найти очень трудно. В итоге у подведомственных Минстрассвязи предприятий остается все меньше времени до конца года для привлечения, не говоря уж об освоении, необходимых для развития средств.



Василий Бондарь

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua