Винский сыграл на руку Румынии

Министр транспорта и связи своими неосторожными заявлениями поставил под сомнение успехи украинской дипломатии в отстаивании национальных интересов на Дунае.

Недавние события вокруг госпредприятия «Дельта-лоцман» в очередной раз напомнили старую истину о фарсе, случающемся во второй раз. Увольнение руководителя предприятия Виктора Бездольного вызывает много вопросов. Ничего не объясняют и путанные заявления Иосифа Винского, что В.Бездольный мешал проверке КРУ и вообще-то ушел по собственному желанию «в связи с переходом на другую работу».

Забавно, что министр даже не знает основных статей КЗОТ. Когда 31 января на пресс-конференции министру задали вопрос - какая была договоренность с В.Бездольным, которую он нарушил, в связи с чем директор «Дельта-лоцман» отозвал свое заявление, Иосиф Викентьевич с удивлением спросил, а где это законодательством предусмотрено? А статья 38 КЗОТ гласит, что работник, подавший заявление на увольнение вправе его отозвать в течение двух недель.

Дело в другом. Все очень похоже на большой заказ в интересах определенных бизнес-групп. Ведь две первые комиссии КРУ поехали проверять «Дельту-лоцман» и «Украинское Дунайское пароходство». В отношении УДП проверка не будет лишней. Но «Дельту-лоцман» сложно отнести к плохо работающим предприятиям, которые нужно проверять в первую очередь.

Минтранссвязи еще не подвело итоги работы за прошлый год, поэтому приведем данные за 11 месяцев (см. справку). Доход ГП «Дельта-лоцман» за этот период составил 272,9 млн. грн., (+17% к 11 мес. 2006 г.), себестоимость - 150,9 млн. грн. (+28,8%), чистая прибыль - 79,2 млн. грн. (+96,2%), среднемесячная зарплата - 5950,3 грн. (+42,9%).

Также следует отметить, что это предприятие в течении пяти месяцев восстановило навигационную прорезь на гирле Быстрое продолжив реализацию украинского проекта «Дунай – Черное море», который был «успешно похоронен» в период 2005-2006 гг. С мая 2007 г. по украинскому судовому ходу уже прошло более 900 судов и значительная часть под иностранным флагом. А реальная номенклатура грузопотока подтверждает, что украинским ГСХ уже пользуются грузоотправители как с запада (Германия, Австрия, Италия, Греция и т.д.) так и с востока (Россия, Казахстан, Туркменистан, Азейбаржан и т.д.). То есть, иностранные грузоотправители уже поверили в перспективу еще не достроенного украинского судового хода.

В награду за решения государственных задач в 2005 г. В.Бездольного уволили первый раз (Евгений Червоненко) и сегодня история повторяется. «Дельта-лоцман» мешает группе николаевских «бизнесменов», специализирующихся на рейдовой перевалке грузов и дальнейшей лихтеровке в порты региона. Судно частично разгружают на рейде в районе Очакова, осадка уменьшается и оно может заходить в порты Николаева. Остальная часть груза отдельно доставляется в порт частными компаниями.

Но в последние годы ГП «Дельта-лоцман», на балансе которого находится Бугско-Днепровско-лиманский канал, через который суда заходят в порты Николаева и Херсона, постоянно увеличивало глубины, что автоматически приводило к потере части доходов упомянутых компаний. Оценочно это до $5 млн. в год. Сейчас глубины увеличены с 10,4 до 11,5 м. По предложению «Дельта-лоцман» разработан комплексный план и планируется довести глубины на канале до 12,8 м, что даст толчок развитию портов и терминалов региона и повышению их конкурентоспособности, так как в них смогут заходить суда с большей осадкой и соответственно водоизмещением. Реализация этой государственной задачи практически лишает доходов вышеупомянутых «бизнесменов».

Но фактически лоббируя интерес Николаевской бизнес-группы, И.Винский по неопытности допустил большую стратегическую ошибку. Во многих интервью он сообщил: «Специалисты утверждают, что технологически работа по каналу (глубоководный судовой ход Дунай - Черное море. - Ред.) была организована безграмотно. Канал вымывали, а дамбы не построили; один день вымывали, на следующий его замуливало - это бесконечный процесс и трата денег, поэтому мы ситуацию поворачиваем. Сначала должны быть сделаны все необходимые инженерные сооружения, а потом будем пробовать еще один раз прочищать канал».

Итак, комиссия еще не завершила работу, но министр уже заявляет, что «работа по каналу была организована безграмотно». Кроме того, в ряде СМИ прошла информация о том, что канал вообще будет закончен в этом году. Хотя в госбюджете-2008 на этот проект предусмотрено 60 млн. грн., а для завершения всех работ необходимо около 300 млн. грн. И это после того, как несколько лет Украина опровергала обвинения Румынии по поводу якобы нарушения ряда международных конвенций. Какие усилия украинских дипломатов и какие ресурсы были на это затрачены напоминать излишне. Причем румынская пресса уже вовсю комментирует заявления И.Винского.

При этом Украина обязалась накануне начала работ по второй очереди судового хода с доведением глубин до 7,2 м (сейчас 5,5 м - Ред.) повторно выполнить все процедуры, предусмотренные международными конвенциями. А заявления о том, что канал будет закончен в этом году (т.е. Украина не собирается ничего ни с кем согласовывать), дают официальному Бухаресту повод вновь начать выдвигать претензии и апеллировать к мировой общественности. И это после того, как в 2007 г. Румыния проиграла нам почти все раунды переговоров. И теперь мы можем вновь потерять инициативу, и не только в отношении судового хода, но и острова Змеиный.

Интересно, что новые власти использовали в борьбе с «Дельтой-лоцман» замминистра Валентина Касапчука, работавшего при Н.Рудьковском. Не совсем адекватные заявления в отношении работ на Дунае Валентин Анатольевич начал делать в декабре, буквально накануне смены правительства. Хотя до этого полтора года курировал водный транспорт и подобных заявлений не делал.

В морской отрасли хорошо знают «принципиальность» В.Касапчука. Такие нужны при любой власти. Вот теперь он пригодился и И.Винскому. Хотя, стоит напомнить министру, кто в мае 2007 г. за спиной Н.Рудьковского подменил проект устава концерна «Укрморпорт» и какой «бардак» воцарился в портах на полгода. О том, что это сделал именно В.Касапчук, свидетельствует «Акт о проведении служебного расследования с целью выяснения обстоятельств подготовки, подачи и рассмотрения проекта постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении Устава государственного концерна «Укрморпорт» от 12.06.2007 №814».

Вообще кадровые решения И.Винского иногда просто озадачивают. После увольнения В.Бездольного и.о. директора «Дельта-лоцман» был назначен Александр Голодницкий. Такая же рокировка произошла в июне 2005 г. Странно, почему именно А.Голодницкий, оставивший о себе недобрую память в коллективе, а по итогам работы за второе полугодие 2005 г. доведший сверхприбыльное ранее предприятие до убытка в 6 млн. грн. Неудивительно, что буквально на следующий день после этого назначения сотрудники «Дельта-лоцман» устроили акцию протеста и не допустили в здание нового руководителя.

Следует напомнить, что именно А. Голодницкий успешно похоронил в 2005 г. проект «Дунай – Черное море». При этом Министр в своем интервью подчеркнул, что А.Голодницкий новый человек. Для чего его назначили в этот раз, можно только догадываться.

Неужели у министра не нашлось другой кандидатуры? Ведь можно было назначить хотя бы кого-то из заместителей В.Бездольного и спокойно готовить конкурс на определение нового руководителя.

Но министр уже после его назначения направил в «Дельта-лоцман» материалы для проверки результатов работы А.Голодницкого в 2005 г. (имеются в распоряжении редакции). В частности речь идет о том, что при А.Голодницком работы на ГСХ «Дунай-Черное море» были остановлены, а глубины потеряны. В итоге произошла полная утрата освоенных в 2004 г. 29,2 млн. грн, недополучены 5 млн. грн. от канальных и лоцманских сборов, порты недополучили 12 млн. грн. портовых сборов и 15 млн. грн. на перегрузочных работах. А украинские судоходные компании заплатили за проход румынским Сулинским каналом 8 млн. грн.

А по мнению наших источников в Минтранссвязи нынешние проблемы «Дельты-лоцман» могли возникнуть в связи с возвращением в правительство Евгения Червоненко.

Справка.

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ГП «Дельта-лоцман»

№ п/п

Показатели

11 месяцев 2006 г.,

тыс. грн.

11 месяцев 2007 г.,

тыс. грн.

+/- 2007г. к 2006г.

% 2007г. к 2006г.

1.

Чистый доход (выручка) от реализации услуг

233 170,3

272 895,6

39 725,3

117,0

2.

Себестоимость всего, в т.ч.

117 156,2

150 951,6

33 795,4

128,8

2.1.

дноуглубление

5 773,9

13 643,3

7 869,4

236,3

2.2.

оплата труда с отчислениями

66 929,5

87 228,7

20 299,2

130,3

3.

Административные расходы

30 049,5

33 294,2

3 244,7

110,8

4.

Расходы на оплату труда

67 992,3

78 383,7

10 391,4

115,3

5.

Чистая прибыль

40 366,1

79 180,1

38 814,0

196,2

6.

Уплачено налогов, в т.ч.

56499.4

60929,0

4429.6

107.0

7.

Среднемесячная зарплата в расчете на одного штатного работника, грн.

4 165,2

5 950,3

1 785,0

142,9

 



Василий Бондарь

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua