Стремление главы Минтранссвязи повысить доходы предприятий транспортной отрасли исключительно за счет роста тарифов натолкнулось на противодействие промышленников. Теперь железнодорожникам в частности придется снижать ставки на свои услуги.
Конец августа - начало сентября 2008 г. представители метпредприятий Украины провели в переговорах с Кабмином. Предметом обсуждения стала негативная конъюнктура мирового рынка стали, из-за чего металлурги страны оказались в затруднительном положении. Резкое падение спроса на их продукцию во многих регионах мира, особенно на фоне Рамадана в арабских странах - основных покупателях украинского металла, вынудили промышленников искать общий язык с властью для оптимизации своих издержек.
Раньше меткомпании с легкостью перекладывали свои затраты на плечи потребителей металла. Теперь же это сделать намного труднее. Даже трейдеры стали «сбрасывать» продукцию по ценам ниже закупочных. Поэтому металлургам пришлось просить правительство предоставить им «временную передышку» в виде снижения ставок по ряду взимаемых тарифов.
Удивительно, но Премьер-министр Юлия Тимошенко, ранее неохотно оказывающая содействие крупному капиталу, пошла на встречу промышленникам. В частности, она поддержала ряд предложений метпредприятий по нормализации ситуации в отрасли, среди которых - снижение портовых сборов и железнодорожных тарифов на грузовые перевозки, уменьшение цен на коксующийся уголь и железорудное сырье, а также снижение или временная отмена 12%-й целевой надбавки к тарифу на природный газ. Кроме того, было обещано начать в кратчайшие сроки возмещать просроченный возврат НДС.
Характерно, что металлурги обратились к премьеру после того, как 23 августа железнодорожные тарифы приказом №955 от 30 июля Минтранссвязи выросли на 6,5%, а с 1 октября должны были увеличиться еще на 9,5%. После консультаций с промышленниками Ю.Тимошенко предписала Минтранссвязи снизить стоимость тарифов до уровня российских. Но министр транспорта и связи Иосиф Винский внес предложение довести их до уровня внутренних тарифов РФ.
В результате транспортное ведомство снизило стоимость транспортировки по железной дороге кокса, руды и флюса на 10%. Новая оплата перевозок будет действовать в течение сентября, после чего изменения будут вноситься в зависимости от ситуации. В пресс-службе «Укрзализныци» уточнили, что стоимость снижена за счет предоставления скидок на перевозку этих грузов. «С 1 сентября начали действовать скидки на перевозку руды и железнорудных концентратов, а также кокса в размере 10% во внутреннем сообщении и при ввозе в Украину, известняка для флюсования - на 9% во внутреннем сообщении», - сообщили в УЗ. Кроме того, Ю.Тимошенко поддержала предложения о снижении ж-д тарифов на 35% при перевозке грузов в частных вагонах. Скорее всего, и это предложение будет реализовано в скором времени.
Напомним, что И.Винский ранее ставил себе в заслугу увеличение доходов предприятий Минтранссвязи за счет лоббирования на уровне Кабмина повышения тарифов. Так, по данным министерства, в I полугодии 2008 г. доходы предприятий Минтранссвязи выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 36%, до 26 млрд. грн.; чистая прибыль - в 7,7 раз, до 1,052 млрд. грн. (в I полугодии 2007 г. этот показатель составлял 135 млн. грн.).
Если говорить об «Укрзализныце», то в I полугодии 2008 г. ее доход вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,4%, до 10 млрд. грн. Чистая прибыль составила 626 млн. грн., в то время как в этом же периоде 2007 г. был показан убыток в 203 млн. грн.
Очевидно, что рост этих финансовых показателей чиновники заложили еще в январе, когда в Минтранссвязи было принято принципиальное решение о повышении железнодорожных ставок. Согласно приказу ведомства №43 от 17 января, коэффициенты, которые применяются к тарифам, для грузов первого, второго и третьего тарифного классов во всех видах сообщения с 1 февраля увеличиваются на 12%, с 1 апреля - на 17%, с 1 июля - на 3%, с 1 октября - на 3%. Тогда же были уменьшены 30%-ные скидки к ставкам для операторов частных вагонов.
С августа чиновники готовились осуществить новую волну повышений, однако ничего не смогли противопоставить металлургическому лобби. В результате за негибкую политику Минтранссвязи придется расплачиваться «Укрзализныце». Во-первых, дополнительные сентябрьские доходы железнодорожной монополии урезали примерно на 16%, что, скорее всего, негативно отразится на выполнении доходной части финансового плана УЗ на этот год. Напомним, что перед железнодорожниками стоит задача в этом году заработать 37,1 млрд. грн. (около $7,4 млрд.).
Кроме того, платежи УЗ в бюджеты всех уровней в этом году должны составить 9,5 млрд. грн. ($1,9 млрд.), что на 20,2% по отношению к финансовому плану предыдущего года. При этом госбюджету предназначено 44,2% объема упомянутых платежей, что составит порядка $840 млн. Напомним, что большую часть доходной статьи, 89,2% совокупного дохода или $6,62 млрд., должна обеспечить основная деятельность «Укрзализныци».
Во-вторых, решение о снижении тарифов на железнодорожные перевозки было принято, а меморандум с метпредприятиями и металлотрейдерами о моратории на повышение цен на их продукцию - нет. Напомним, что еще в начале года, когда металлурги несколько раз в месяц увеличивали стоимость своего металла, железнодорожники настаивали на подписании этого документа.
Ежегодно «Укрзализныця» тратит на продукцию металлургии порядка 20% от всех своих издержек, что составляет в среднем около 3 млрд. грн. Согласно данным Госкомстата, потребление железнодорожной отраслью металлургической продукции за прошедший год составило более 0,33 млн. т, что на 124% больше по сравнению с 2006 г. Таким образом, на фоне кризиса потребления в металлургии промышленники вряд ли пойдут на фиксацию, а тем более снижение цен для железнодорожников. Более того, по некоторым видам металлопродукции, поставляемой для УЗ, метпредприятия имеют монополию (например, рельсы «Азовстали»), что позволит и дальше «накручивать» котировки.
Стремление Ю.Тимошенко пойти на уступки бизнесу понять можно. С весны экономика стагнирует, множество отраслей (в частности, строительные компании) испытывают дефицит финансовых ресурсов. Во многом, такая ситуация сложилась из-за экономической и финансово-кредитной политики Кабмина, когда основные усилия направлялись на борьбу с инфляцией и вымывались оборотные средства у предприятий отрасли.
Горно-металлургическому комплексу удавалось выживать только за счет высоких цен на сталь. Но как только конъюнктура рынка стала падать, металлурги задействовали свое лобби для сокращения издержек. Кроме того, Ю.Тимошенко, на фоне эскалации отношений с Президентом, необходимо срочно налаживать отношения с крупным бизнесом и идти ему на определенные уступки. В результате Минтранссвязи оказало «Укрзализныце» медвежью услугу, лишив части обещанных доходов и оставив один на один с отраслевыми проблемами.
Николай Маслов