Иосиф Винский начал исполнять свои обещания объединить аэропорты под эгидой Минтранссвязи. Кабмин выделил финансирование на реконструкцию киевского в Жулянах, львовского и запорожского аэропортов.
Эти аэропорты после завершения реконструкции якобы должны перейти из коммунальной собственности в ведение Минтранссвязи. Ранее министр заявлял о том, что финансирование будет предоставлено аэропортам только на условиях переподчинения аэропортов транспортному ведомству.
На первый взгляд, И.Винский начал исполнять обещания, однако на самом деле не факт, что через несколько лет, когда завершится реконструкция, аэропорты действительно перейдут в ведение министерства. Вполне вероятно, что местные власти найдут множество поводов, благодаря которым они смогут отказаться передать аэропорты государству.
Тем более, что не совсем ясно, зачем собственно Минтранссвязи управление аэропортами. Еще в январе 2008 г., сразу после своего назначения И.Винский заявлял, что не намерен создавать всевозможные надстройки по управлению аэропортами. Но вскоре после этого заявления его мнение изменилось, и министр заговорил о необходимости передачи аэропортов из коммунальной собственности в государственную. Якобы для сохранности. Как бы то ни было, но финансирование из госбюджета на аэропорты все-таки нашлось. В начале на Донецкий аэропорт, а затем и на другие. Речь в начале шла об одном млрд. грн., а впоследствии объемы финансирования выросли до нескольких миллиардов.
В этой истории наиболее интригующая ситуация складывается вокруг киевского аэропорта в Жулянах. Про реконструкцию аэропорта его гендиректор Сергей Никифоров говорит последние несколько лет. Однако средств на реконструкцию упорно не могли найти.
Речь шла о продлении взлетно-посадочной полосы на 400 м, чтобы аэропорт мог стать запасным для Борисполя и принимал среднемагистральные Боинги и Аэробусы. Вторым этапом предполагалось провести реконструкцию пассажирского терминала. Однако многие эксперты считали, что аэропорт готовят под приватизацию и последующую застройку. Поскольку 270 га в столице - лакомый кусок. Гендиректор аэропорта упорно опровергал все обвинения. Наконец, летом 2008 г. работы все-таки начались.
При этом источник финансирования работ оставался неизвестным. В аэропорту хранили молчание, а министр транспорта и связи только обещал найти деньги в госбюджете. Между тем деньги немалые - стоимость работ оценивается на уровне 130 млн. грн. Эксперты считают, что финансирование специально привлекалось под будущий проект объединения аэропортов в некий холдинг.
Этот проект обсуждался еще в бытность Николая Рудьковского министром транспорта. Суть проекта: объединить крупнейшие отечественные аэропорты в единый холдинг и благодаря централизации привлекать инвестиции, развивать бизнес и наращивать пассажиропотоки. В мире достаточно много таких примеров. В Украине на роль такой структуры пророчили турецкую компанию TAV Airports. Она, в частности, занималась модернизацией аэропортов Тбилиси, Батуми, Анкары, Стамбула.
Большинство опрошенных экспертов считают, что создание аэропортового холдинга в который войдут все аэропорты подряд - черная дыра для теневой приватизации. Для того, чтобы аэропорты приносили прибыль, они требуют слишком уж больших инвестиций - $70-100 млн. каждый. Дать сразу больше $2-3 млрд. в украинских условиях под такой проект не сможет ни одна серьезная компания.
Наиболее реальный сценарий - постепенное вложение средств под госгарантии. Однако, судя по заявлениям И.Винского, инвесторы якобы готовы практически без гарантий выдавать миллиарды под украинские аэропорты уже сейчас, зачем постепенные инвестиции? При этом точка зрения министра полностью совпадает с мнением его предшественника Н.Рудьковского.
Сергей Баталин