Фрахтовый рынок: от плохого к еще худшему?

Увеличение объемов перевозок во второй половине мая привело к росту фрахтового рынка балкерного тоннажа, однако такая ситуация продлится не долго.

Подъему тона фрахтового рынка балкерного тоннажа во второй половине мая способствовало то, что на некоторых направлениях перевозок образовалась нехватка тоннажа. Например, в конце мая, для того чтобы заинтересовать судовладельцев и привлечь необходимый тоннаж для перевозки 40 тыс. т концентрата из Австралии на Континент, фрахтователям пришлось увеличить идею ставки с $47 до $52 за т. Не встретила понимания у судовладельцев и ставка в $30 за т на перевозку 27 тыс. т серы из Усть-Луги на Марокко, в результате чего, фрахтователи были вынуждены поднять ее до $34-35 за т. Брокеры отмечали даже случаи, когда продавцы, не найдя дешевый тоннаж, вписывающийся в транспортную составляющую цены C&F были вынуждены менять условия продажи на FOB, чтобы переложить фрахт на покупателя.

Уровень ставок при отфрахтовании сухогрузного тоннажа в рейсовый тайм-чартер в мае 2011 г.

Показатели

Тип тоннажа

Панамаксы

Хэндимаксы

Хэндисайзы

Атлантика

     

1. Количество отфрахтовок, ед.

64

48

10

2. Репрезентативный уровень ставок, $/сут.

17400

21550

17350

3. min ставка, $/сут.

8500

10000

15000

4. max ставка, $/сут.

26500

32500

21000

Тихий океан

     

1. Количество отфрахтовок, ед.

81

43

10

2. Репрезентативный уровень ставок, $/сут.

12800

15650

11750

3. min ставка, $/сут.

5750

10000

10000

4. max ставка, $/сут.

18250

27000

14500

Показатели рассчитаны ГП «УкрНИИМФ»

Анализ уровня тайм-чартерных ставок в зависимости от продолжительности отфрахтовок для балкерного тоннажа в мае 2011 г.

Показатели

Панамаксы

Хэндимаксы

Хэндисайзы

Полугодичный тайм-чартер

1. Количество принятых в расчет сделок, ед.

22

13

7

2. Диапазон ставок, $/сут.

     

min

12750

14250

11000

max

21000

20250

15000

3. Репрезентативная ставка, $/сут.

14950

15650

12450

Годичный тайм-чартер

1. Количество принятых в расчет сделок, ед.

1

3

2. Диапазон ставок, $/сут.

     

min

14000

13000

max

14000

15000

3. Репрезентативная ставка, $/сут.

14000

14000

Показатели рассчитаны ГП «УкрНИИМФ»

Несмотря на определенное улучшение фрахтовой конъюнктуры во второй половине мая, аналитики инвестиционного банка Jefferries&Co полагают, что сегодняшний балкерный рынок движется от «плохого к худшему». И эта ситуация будет продолжаться вплоть до конца 2012 г. Причиной тому является отнюдь не ослабление мировой торговли массовыми грузами, рост которой в 2011-2012 гг. оценивается на уровне 6%, а из-за избыточных заказов нового флота. В 2010 г., по данным того же источника, спрос на мировые балкерные перевозки достиг 5,3 млрд. т, выйдя на практически предкризисный уровень. Рост объемов перевозки железной руды и в 2011 - 2012 гг. ожидается на уровне 7%, а угля - 4% в 2011 г., и 7% в 2012 г. То есть основные массовые грузы демонстрируют уверенный подъем. Но еще больший рост демонстрирует балкерный флот, который в 2011 г. должен увеличиться на 12 - 13% и в 2012 г. - еще на 7-8%.

В силу этого аналитики Jefferries&Co ухудшили свой же прогноз средних спотовых ставок на балкерный тоннаж на 13 - 48% в 2011 г. и на 13 - 36% - в 2012 г. В меньшей степени прогноз ухудшен для балкеров супрамакс и в большей - для крупнотоннажных кейпсайз, поставки которых ожидаются максимальными.

Прогнозные ставки на балкерный тоннаж в 2011 – 2012 гг.

Период

Средний уровень спотовых ставок, USD/сут.

Кейпсайз

Панамакс

Супрамакс

2011 г.

     

Старый прогноз

25000

17000

16000

Новый прогноз

13000

14000

14000

Разница, %

-48,0%

-18,0%

-13,0%

2012 г.

     

Старый прогноз

25000

17000

16000

Новый прогноз

16000

15000

14000

Разница, %

-36,0%

-12,0%

-13,0%

Источник: Jefferries&Co

По прогнозу MACQUARIE Capital Securities BDI сухогрузного тоннажа до конца 2011 г. будет колебаться около 1300 пунктов, что связано с избытком того же балкерного тоннажа. Данный источник утверждает, что фрахтовые ставки будут достаточно низкими для балкеров всех типоразмеров, но в наибольшей степени пострадают кейпсайзы. Для балкеров данного типоразмера ставки за год опустились с 38000 - 58000 (май 2010 г.) до 6000 - 10000 $/сут., т.е. в 4 -10 раз. Для балкеров панамакс падение ставок было не таким стремительным, но и они снизились с 31500 - 5000 $/сут. до 12500 - 15000 $/сут. Для хендисайз средний диапазон ставок в мае 2010 г. находился в пределах 20000 - 21600 $/сут., в то время как май нынешнего года показал уровень в 11500 - 11850 $/сут. То есть по сравнению с маем прошлого года фрахтовая конъюнктура весьма заметно упала, причем в большей степени -для крупнотоннажных балкеров. Никак не назовешь оптимистичными и фьючерсные контракты на балкерные перевозки, во всяком случае, на вторую половину 2011 г. и 2012 г.

Неутешительного прогноза вплоть до 2013 г. придерживается и индийское рейтинговое агентство Investment Information&Credit Rating Agency, отмечающее, что на некоторых направлениях перевозок фрахтовые ставки опустились до десятилетнего минимума. Ключевым фактором такого резкого снижения уровня фрахтовых ставок является непрекращающиеся поставки все новых и новых балкеров, что приводит к серьезному превышению предложения тоннажа над спросом на перевозки. Судовладельцы сами вырыли себе яму, получив в 2008 г. 44 новых кейпсайза, в 2009 г. - 111 ед., в 2010 г. - 213 ед. и за неполные 5 месяцев 2011 г. - еще 76 ед. При этом мировой портфель заказов насчитывает еще около 500 балкеров дедвейтом более 100 тыс. т. В то же время, даже при нынешних весьма высоких темпах списания балкерного тоннажа на скрап, в 2011 г. на разделку может уйти 3,5-4,0% действующего флота, а в 2012 г. - до 6%. А этого может быть недостаточно, чтобы остановить избыток тоннажа в ближайшие два года.

С другой стороны судовладельцы надеются, что поддержать балкерный рынок, выведя его из сегодняшнего плачевного состояния, способны возросшие потребности Китая и Индии в стальной продукции. По данным World Steel Association (WSA) спрос на сталь со стороны Китая в 2011 г. вырастет до 605 млн. т или на 5%, а в Индии - до 78,5 млн. т или на 14,3%.

В Индии превышение потребности над собственной добычей угля в нынешнем финансовом году может составить порядка 120 млн. т, которые, главным образом, должны быть доставлены морем. Весьма впечатляют и планы Индии довести свою внешнюю торговлю к 2011 г. до $1,1 трлн. По данным Bloomberg, это потребует увеличения физических объемов перевозок с сегодняшних 574 млн. т до 1,3 млрд. т.

Учитывая рекордные объемы выплавки стали в Китае некоторые аналитики полагают, что китайские металлургические компании будут и дальше наращивать объемы закупок руды, независимо от ценового фактора, который, кстати говоря, в настоящее время весьма этому благоприятствует. Ожидается, что очередное увеличение объемов импорта руды и пополнение запасов начнется уже с июня.

Всего же мировой спрос на сталь в 2011 г. по прогнозу WSA должен составить 1359 млн. т или на 5,9% больше, чем в 2010 г. В 2012 г. этот показатель должен вырасти до 1441 млн. т или на 6,0%. По данным Fairplay, рост мирового производства стали в 2010 - 2013 гг. будет составлять 8% ежегодно. Соответственно указанный рост будет сопровождаться повышенным спросом на перевозку железной руды, угля, присадок, да и самой стальной продукции.

В долгосрочной перспективе, по мнению некоторых аналитиков, будущее развитие рынков, в т.ч. и фрахтового, будет принадлежать не Китаю или Индии, а африканским странам. В пользу этого брокеры RS Platon приводят тот факт, что африканские страны, имея одну шестую мирового населения дают всего 2% мирового ВВП. К примеру, доля Китая в мировом ВВП возросла с 5,0% в 2005 г. до 9,5% в 2010 г., благодаря чему эта страна стала локомотивом мировой морской торговли. И в следующем десятилетии место Китая как раз и могут занять африканские страны. А те из инвесторов, которые раньше туда придут, получат наибольшие прибыли в долгосрочном аспекте.

В заключение отметим, что балкерный рынок всегда отличался волатильностью ставок и циклическим характером развития, когда радующие судовладельцев периоды подъемов фрахтовой конъюнктуры завершались обвалами рынка. Поэтому не следует расценивать происходящие на нем стремительные перемены как что-то экстраординарное. Все это уже было и повторится вновь. Но, все же, нужно не наступать на одни и те же грабли и, не заказывать слишком много новостроя, чтобы потом не искать лихорадочно выход из положения, надеясь на китайское, индийское или африканское чудо.



Валерий Войниченко

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua