В Украине начался «платформенный ажиотаж»

Украину поглотил ажиотаж, поднявшийся на рынке самых дорогих в мире - самоподъемных буровых платформ (СПБУ).

Цена каждой платформы варьируется от минимальной - $230млн., до максимальной - $1млрд. (норвежская СПБУ Troll). До недавнего времени, в Украине работало всего две недорогих СПБУ устаревшего типа. В соседних черноморских странах их работает гораздо больше, и они новее. В Украине же пока что работают платформы «Таврида» и «Сиваш», разработанные в 70-е гг. прошлого века севастопольским КБ «Коралл» и произведенные верфью «Астраханский Корабел». Владельцем указанных украинских платформ является ГАО «Черноморнефтегаз». Оно же является компанией-оператором платформ.

Основной функцией операторов является формирование технологической базы промысла: это шаги по привлечению услуг сервисных и монтажных компаний, укладка подводных трубопроводов, доразведка запасов, выбор специализированного порта и технического нефтегазового флота (буксиров, крановых и противопожарных судов, судов кабеле- и трубоукладчиков).

Долгие годы «Черноморнефтегаз» был единственной в Украине компанией-оператором, но в начале 2011 г., на украинский рынок освоения шельфа попытались выйти две новые компании. Ими рискнули стать российская компания «Лукойл-КМН» («КалининградМорНефть»)» и «ДТЭК Нафтогаз». Первая в конце 2010 г. получила права на совместную с «Черноморнефтегазом» деятельность по освоению Одесского месторождения. Вторая в начале июня заявила о том, что займется проектами родственной компании Vanco Prykerchenska Ltd., по освоению месторождений Прикерченского блока шельфа. «ДТЭК» приобрела часть ее акций в 2007 г.

Не смотря на то, что «Лукойл-КМН» приобрела права на часть украинского шельфа еще в 2010 г., а «ДТЭК» - несколько лет назад, открытым оставался вопрос: какие платформы они будут привлекать для доразведки и освоения указанных месторождений? И будут ли платформы вообще? Ведь выход двух новых операторов на украинский рынок может стать всего лишь шагом в долгосрочной финансовой операции, результатом которой будет перепродажа прав на украинские месторождения более опытным зарубежным инвесторам.

Такая перспектива не надумана, а вполне логически вытекает из бизнес-истории двух операционных компаний. Так сегодня, портфель промышленных морских проектов «Лукойла», при всей его мощи в сухопутной добыче, состоит всего из трех шельфовых месторождений. Все они расположены на территории РФ и осваиваются без особой спешки дочерними компаниями: «Лукойл НижнеВолжскнефть», «Приазовнефть» и «Лукойл-КМН». Словом, российскому нефтяному гиганту явно не до Украины. Это подтверждается хотя бы тем, что у «Лукойла» за рубежами РФ нет собственных, то есть принадлежащих только ему, морских промыслов. То есть, рисковать собственными деньгами на этом капиталоемком рынке лидер российской нефтедобычи не спешит. И пока что все его зарубежные морские активы - это исключительно долевое участие, а не право собственности.

Это, например, доли «Лукойла» в проектах других корпораций в Азербайджане. Или - доля в работающем в Африке совместном предприятии «Лукойл Оверсиз» с американской Vanco Energy (совладелец украинской Vanco Prykerchenska Ltd.). Или, как в случае с украинским Одесским месторождением - доля в договоре о совместной деятельности с «Черноморнефтегазом». Такой краткий анализ подходов «Лукойла», в принципе, объяснит, почему спустя полгода после прихода на Одесское месторождение эта корпорация так и не смогла заявить, как она будет доразведывать указанное месторождение и с помощью чьих платформ.

К сожалению, аналогичный вывод можно сделать и в случае с «ДТЭК Нафтогаз». Этот инвестор также вряд ли способен рисковать собственными деньгами на чрезвычайно капиталоемком рынке морской добычи. Дело в том, что группа «ДТЭК»-«СКМ» Рината Ахметова, до нынешнего заявления «ДТЭК Нафтогаз», никогда раньше не занималась, ни сухопутной, ни тем более дорогостоящей морской нефтегазодобычей. И это - не смотря на ключевое влияние учредителя «ДТЭК» в регионе, весьма богатого на нефтегазовые ресурсы. Ими занимались другие.

Все выводы о бесперспективности выхода «Лукойл-КМН» и «ДТЭК Нафтогаз» на морской шельф Украины можно, конечно, считать беспредметными инсинуациями, если бы не весьма оригинальная точка зрения украинской власти на происходящее. Так, в период выхода двух указанных компаний на украинский рынок освоения шельфа, чиновники Кабмина, лихорадочно засуетились с двумя вполне сенсационным для Украины предложениями о необходимости закупки за госсредства новой СПБУ для оснащения… нет, не двух выше указанных частных компаний, а для государственного «Черноморнефтегаза» (так, по крайней мере, утверждают в Киеве).

Первое предложение поступило от премьер-министра, который в начале весны официально заявил о необходимости закупки «дешевой китайской подделки» - платформы класса Super M2 у Китайской национальной экспортно-импортной корпорации точного машиностроения CPMIEC. Платформы этого класса производятся в КНР по лицензии американской компании Friede&Goldman Inc, принадлежащей российской корпорации «Объединенные Машиностроительные Заводы - морские Нефтегазовые проекты (ОМЗ МНГП)». Второе, исходило от главы Минэнерго Юрия Бойко - он настоял на закупке «платинового шевроле», а именно, платформы класса West Juno производства сингапурской корпорации Keppel FELS.

И премьер-министр и глава Минэнерго принадлежат к двум враждующим кланам украинской власти, поэтому не удивительно, что пресса подняла вокруг закупки СПБУ достаточно шумный скандал. Его смысл сводился к двум вопросам. Первый - о законности финансирования сделки, т.е., о правомочности выкупа НАК «Нафтогаз Украины» дополнительной эмиссии акций ГАО «Черноморнефтгаза», которая была проведена в январе 2011 г. на сумму 10 млрд. грн.

Проблема в том, что НАК «Нафтогаз Украины» находиться не в том состоянии, чтобы позволять себе такую роскошь - его дотирует государство, которое закрывает периодически возникающий дефицит средств НАКа за счет эмиссии облигаций внутреннего госзайма. И второй вопрос - о прозрачности процедуры закупки СПБУ. К ней не был допущен ни один из крупных мировых производителей, и в тендере приняли участие только посредники. Не было на тендере, ни упоминавшихся выше компаний Friede&Goldman Inc. или Keppel FELS, ни более мощных лидеров мирового рынка.

Однако, пока украинская пресса тонет в догадках, чем закончится расследование, инициированное по этому поводу Виктором Януковичем, у многих экспертов украинской нефтегазовой отрасли возникает вполне обоснованная уверенность, что поразивший Украину «платформенный ажиотаж» - это либо «пустышка», либо не совсем адекватная реакция чиновников на появление в Украине компаний «ДТЭК Нафтогаз» и «Лукойл-КМН», которые едва ли смогут реально заняться разработкой месторождений на украинском шельфе.



Максим Коротанов

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua