Показывая в последнее время небольшую прибыльность, «Украинское дунайское пароходство», тем не менее, остается системно убыточным предприятием с «минусом» в десятки миллионов гривень.
Итоги работы за 9 месяцев 2011 г. ОАО «Украинское Дунайское пароходство» в очередной раз, подтверждают, что главной проблемой крупнейшей на Дунае (доля рынка около 30%) судоходной компании является менеджмент. УДП в отличие от своих «государственных» собратьев (ЧМП, АМП и др.) всегда было неким «феноменом». В свое время главными проблемами для пароходства были эмбарго против Югославии, а затем и война в Югославии. Соответственно, в «лихие» девяностые флот УДП, ориентированный в основном на перевозки по Дунаю, особо никому не был интересен. В отличие, например, от трехсот морских судов ЧМП.
А феномен заключается в том, что во флоте УДП до сих пор осталось 650 судов с суммарным дедвейтом в почти 1 млн. т, в т.ч. 547 ед. транспортного флота и 102 ед. служебно-вспомогательного. В пароходстве числится 21 морское судно, 1 нефтетанкер, 11 пассажирских судов, 72 речных буксира, 19 речных сухогрузов, 403 речных несамоходных сухогрузных барж и 20 речных несамоходных наливных судов. Проблема лишь в том, что вне эксплуатации находится 52% флота, а средний возраст транспортных судов составляет 31 год.
В январе-сентябре 2011 г. объемы перевозок флота УДП составили 1557,9 тыс. т грузов (-163,9 тыс. т к соответствующему периоду 2010 г.), в т.ч. по Дунаю - 1201,3 тыс. т (-298,5 тыс. т) и по морским перевозкам - 356,6 тыс. т (+134,6 тыс. т). Объем перевозок пассажиров (в основном круизы по Дунаю) - 18892 чел. (+21,3%).
Как ни странно, но падение объемов в тоннах, не повлияло на ухудшение финансового результата. Более того, УДП является прибыльным предприятием, а его руководитель Юрий Развозчик благодаря этому получает квартальные премии.
Финансово-экономические показатели УДП за январь-сентябрь 2011 г.
Показатели |
9 мес. 2010 |
9 мес. 2011 |
% 2011/10 |
Объем перевозок грузов, тыс.т. |
1 721,8 |
1 557,9 |
90,5 |
Перевозки пассажиров, тыс.чел. |
15,573 |
18,892 |
121,3 |
Всего доходы, тыс. грн., в т.ч.: |
513314 |
564869 |
110,0 |
Чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) |
390392 |
395113 |
101,2 |
- перевозки грузов морским флотом |
5111 |
7226 |
141,4 |
- перевозки грузов речным флотом |
281969 |
275848 |
97,8 |
- перевозки пассажиров |
82505 |
95084 |
115,2 |
- судостроение и судоремонт |
13010 |
7773 |
59,7 |
- другие |
7798 |
9182 |
117,8 |
Всего расходы, тыс. грн., в т.ч. |
523941 |
562403 |
107,3 |
- себестоимость реализованной продукции |
368238 |
355 056 |
96,4 |
Прибыль, тыс. грн.: |
- валовая |
2254 |
40057 |
+17903 |
- чистая прибыль |
-10627 |
2466 |
+13093 |
Дебиторская задолженность, тыс. грн. |
на 01.10.10 |
на 01.10.11 |
в % |
88624 |
116089 |
131,0 |
Кредиторская задолженность, тыс.грн. |
на 01.10.10 |
на 01.10.11 |
в % |
102962 |
129552 |
125,8 |
Среднеучетная численность работников |
3397 |
3194 |
94,0 |
Фонд оплаты труда штатных работников, тыс.грн. |
54486,1 |
64955,6 |
119,2 |
Среднемесячная зарплата одного работника |
1782 |
2260 |
126,8 |
На первый взгляд любого экономиста или бухгалтера ситуация в УДП не столь плачевна. Но есть нюансы. С 20 апреля прошлого года УДП возглавляет - Юрий Федорович Розвозчик. Напомним, что впервые в истории, крупнейшее на Дунае пароходство возглавил бывший работник правоохранительных органов. Показательна и биография Юрия Федоровича. Окончил Белоцерковский аграрный университет. До назначения руководителем УДП, работал заместителем Председателя правления по безопасности, охране и режиму ОАО «Трибо».
Именно при протеже экс-министра транспорта, а ныне первого замминистра инфраструктуры, руководитель УДП показывает невиданные доселе показатели прибыльности. Если же внимательно проанализировать отчетность УДП, то вопросы должны возникать не у журналистов, а у представителей компетентных органов. В части фальсификации этой отчетности.
Итак, за время работы Ю.Развозчика дебиторская задолженность выросла с 81 млн. до 116 млн. грн., (+35 млн. или на 43%). Эта сумма составляет прирост дебиторской задолженности собственных дочерних компаний перед материнской (с 20 до 55 млн. за 15 месяцев). При остатке на банковских счетах дочерних компаний «0», эта сумма фактически является скрытым убытком предприятия, который рано или поздно придется ликвидировать. То есть реальный финансовый результат уже неприбыльный, а убыточный.
Напомним, что УДП при Ю.Развозчике продолжает с каждым кварталом наращивать «прибыль»: 1-е полугодие - 2,227 млн. грн., 3-й квартал - 239 тыс. грн. При этом оплачивая соответствующий налог на прибыль. Нанося ущерб предприятию, и, что самое главное, регулярно выдавая премию своему руководителю за «прибыльность». При этом в руководстве МИУ похоже, никто не задается вопросом столь оригинальной прибыльности, при которой в пароходстве регулярно возникает просрочка с выплатами заработной платы, не говоря уже об миллионных долгах по инвалюте морякам.
Помимо ведения бухгалтерского учета в ручном режиме - придерживая или скрывая расходы и «надувая» доходы, руководство УДП прославилось еще и тем, что инициировало, проигнорировав при этом законное мнение трудового коллектива, передачу в аренду двух баз отдыха «Восток» и «Судоремонтник», которые вошли в уставной фонд пароходства. Умышленно вопреки требованиям закона совершив эти действия через Одесское представительство фонда госимущества, очевидно имея намерения последующей недорогой приватизации этих объектов.
Самое, парадоксальное, что опрошенные tbu.com.ua специалисты различных судоходных компаний, не считают ситуацию в УДП катастрофической. Даже в статусе госпредприятия УДП может и должно быть прибыльным. Если, конечно, не заниматься сливом «горючки» на рейдах и не сдавать в бербоут-чартер суда УДП за бесценок.
А в части адекватности стоит напомнить о судебной тяжбе УДП с ООО «Интрамар». Как мы уже сообщали еще в 2005 г. эта компания отремонтировала два лихтера УДП, но уже четыре года пароходство отказывается признавать сам факт ремонта, не говоря уже об оплате за работу. А после того, как в конце октября Аппеляционный хозяйственный суд Одесской области с третьей попытки удовлетворил иск «Интрамара» в поданной на это решение кассации УДП утверждает, что выплата долга в 418 тыс. грн. за ремонт может привести… к банкротству пароходства.
Василий Бондарь