В Одессе судоходный бизнес стал уголовно наказуемым

Крупнейшее судно, ходящее под флагом Украины, стало причиной «спецоперации» одесских силовиков против судоходной компании.

22 ноября в офисе компании «Трансшип» был проведен обыск с участием бойцов спецподразделения «Беркут». Сразу стоит отметить, что в отличие от скандально известной ликвидации банды киллеров в начале октября, на этот раз одесские сотрудники милиции изначально были надлежаще экипированы и вооружены автоматами.

Как нам сообщили в компании «Трансшип», обыск продолжался пять часов. На вопрос, что ищут правоохранители, вразумительного ответа так и не последовало. В итоге, были изъяты заверенные копии уставных документов, решения судов и некоторые документы, касающиеся судна «Алина». Это мероприятие проводилось в рамках возбужденного 16 ноября 2011 г., Черноморским транспортным прокурором Ростилавом Крикливым, уголовного дела по факту загрязнения должностными лицами т/х «Алина» акватории Одесского порта 13 ноября 2010 г.

Об этом «загрязнении», мы расскажем чуть позже, а вначале несколько слов о том, как происходил обыск. В офис компании прибыл некий гражданин, который не представившись, как сотрудник милиции, осмотрелся, и вышел. После чего в помещение ворвались еще четверо в штатском и пять сотрудников «Беркута» в бронежилетах и с автоматами. Двое в штатском были якобы понятыми, но, как оказалось позже, также являлись сотрудниками милиции.

Вход в здание был блокирован, сотрудникам запретили выходить из кабинетов, пользоваться телефонами. Все происходило с демонстрацией оружия. И только после этого было заявлено, что производится обыск. В порыве служебного рвения эта группа заодно ворвалась в соседние офисы не имеющие никакого отношения к компании «Трансшип».

При этом, у прибывших отсутствовала санкция суда на проведение обыска с участием сотрудников спецподразделений, что предусмотрено ст.13 закона «О милиции». Несмотря на то, что представители ООО «Трансшип» неоднократно указывали на незаконность таких действий, обыск все равно был проведен. В процессе этой «спецоперации» были нарушены и другие правовые нормы - Конституции, УПК, решений Конституционного и Верховного судов, практики Европейского суда.

И в итоге, правоохранители изъяли добровольно выданные копии документов, которые свободно можно было и так получить по запросу или в самой компании или в различных государственных учреждениях.

Необоснованным в компании считают и само возбуждение уголовного дела. Согласно ст.94 УПК Украины уголовное дело может быть возбуждено только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на наличие признаков преступления. Недопустимо возбуждение уголовного дела на основании каких-либо предположений или данных, достоверность которых вызывает серьезные сомнения и неясности.

В качестве достаточных оснований для возбуждения данного дела, Черноморский транспортный прокурор ссылается на то, что 13 ноября 2010 г. должностные лица т/х «Алина», при проведении погрузочных работ в акватории ГП «Одесский морской торговый порт», осуществили сброс 6440 куб. м балластных вод с превышением предельно допустимой концентрации по нефтепродуктам, что повлекло тяжкие последствия в виде причинения государству ущерба на сумму 483825,9 грн.

Но, что, в таком случае, можно было искать через год после «загрязнения» в офисе агентирующей судно компании? Не письменный же приказ по «Трансшипу» нанести ущерб государству на полмиллиона гривень. Кстати, обыск проводился без понятых, а с учетом того, что три кабинета в офисе обыскивали десять человек, то можно предположить, что все это мероприятие было, ни чем иным как акцией устрашения. Напомним, что «Трансшип» является, по-сути, единственной судоходной компанией, ведущей борьбу с произволом экологов в украинских портах. Капитаны на судах «Трансшипа» просто отказываются платить взятки, чем подают «нездоровый» пример остальным коллегам.

Теперь о том, что произошло год назад. 12 ноября 2010 г. «Алина» прибыла в Одессу. Представители поста экологической службы не явились на борт судна в составе комиссии на «открытие границы». Но при этом экологами был составлен акт осмотра судна, согласно которому сброс балластных вод запрещен, ссылаясь на «наличие запаха нефтепродуктов» из воздушников балластных танков. Но пробы изолированного балласта 12 ноября не отбирались.

Это произошло только в 2 часа ночи 13 ноября 2011 г. Причем должностные лица поста экологического контроля Нагаев и Микита, произвели отбор проб якобы «из внешних сливных отверстий правого борта судна находясь на причале (!) в две пластиковые бутылки емкостью по 1,5 литра». Отметив это в акте, инспекторы видимо не знали, что сливное балластное устройство на «Алине» находится под днищем судна на глубине более 7 м. С другой стороны, о том, что такой отбор проб должен производиться не на причале, а на судне в присутствии представителя администрации судна, инспекторы знать просто обязаны. Но, администрация судна даже не была об этом извещена.

Стоит напомнить, что согласно международной конвенции Марпол, изолированный балласт, забранный в открытом море, вообще не подлежит химическому анализу. А его откатка в портах необходима для безопасного проведения грузовых операций. И как мы уже писали фоновый уровень воды в акватории Одесского порта в несколько раз грязнее изолированного балласта, взятого в открытом море.

Уже 14 ноября 2010 г., в адрес начальника и капитана Одесского порта экологи вынесли предписание о задержании «Алины» в связи со сбросом загрязненных вод. Этот документ был подписан неуполномоченным на это лицом, в нем не был указан размер ущерба, не прилагались расчет и претензия о причиненном ущербе. В отношении капитана судна был составлен протокол об административной ответственности, но только вечером следующего дня была предоставлена претензия и расчет ущерба на сумму $61083,73.

Естественно, «Трансшип» оспорил эти действия в судах. А чтобы не нести потерь из-за простоя судна 16 ноября 2010 г., экологической службе была предоставлена банковская гарантия банка «Пивденный» на сумму вышеуказанного ущерба.

Напомним, что «Алина» является современным перегрузочным комплексом на базе балкера дедвейтом в 35 тыс. т, имеющим на борту два уникальных крана каждый производительностью в 14 тыс. т в сутки. Судно работает по дозагрузке кэйпсайзов на внешних рейдах портов. При существующих глубинах в украинских портах суда такого класса могут загрузиться до 100-120 тыс. т, а еще 50-70 тыс. т с помощью «Алины» догружается в открытом море. На сегодняшний день «Алина» является крупнейшим судном под украинским флагом.

За прошедший год по аналогичным поводам «Алина» задерживалась в одесских портах четыре раза. До сих пор по всем этим фактам дела рассматривались в судах. Многие из них экологи уже проиграли. И теперь в качестве «весомого» аргумента было возбуждено уголовное дело.

В конце же, стоит напомнить, что в Одессе силовики и «защитники природы» связаны родственными узами. Так начальник областного управления экологии Анатолий Яцков является братом начальника УМВД в Одесской области Михаила Яцкова. Заместителем начальника экологической инспекции Северо-Западного региона Черного моря является Юрий Кавун, ранее занимавший высокие должности в структурах МВД в Одесской области. А заместителем прокурора Одесской области является Кавун Дмитрий Юрьевич. Вот только непонятно, почему имея такие связи, «природоохранители» не обратились за помощью к правоохранителям сразу после «загрязнения» еще год назад.



Василий Бондарь

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua