В Крыму налоговая взялась за судостроителей

Действия правительства по поддержке стратегических отраслей промышленности не всегда находят понимание у чиновников «на местах».

В ходе недавней поездки в Николаев Виктор Янукович заявил, что власть принимает меры для обеспечения развития судостроительной отрасли. В интервью журналистам он отметил: «мы сделали определенные шаги, чтобы создать условия для развития отрасли» и напомнил, что в новом Налоговом кодексе предусмотрено освобождение предприятий отрасли от уплаты налога на прибыль и установлены особые условия для возврата НДС.

Однако, сами налоговики в отношении судостроительных предприятий имеют отличное от президентского мнение. Причем произвол налоговой порой приобретает анекдотичные формы. В частности, как нам стало известно уже два месяца керченская компания «Краншип» пытается оспорить настойчивое желание крымских налоговиков взыскать с нее лишний миллион гривень.

Напомним, что «Краншип» начал работу в 2007 г. Предприятие арендует производственные площади завода «Фрегат». Специализируется на строительстве морских буксиров и плавучих перегружателей. За четыре года было построено 12 судов, в т.ч. и буксиры для компании «Транснефть», которые своим ходом перешли из Керчи на Дальний Восток. Помимо судостроения, предприятие занимается судоремонтом. За период с января 2009 г. по настоящее время отремонтировано около двадцати судов.

Нужно особо подчеркнуть, что при строительстве используются самые высококачественные материалы, комплектующие и оборудование ведущих мировых производителей: двигатели и генераторы Caterpillar; краны Liebherr; винторулевые колонки и лебедки Rolls Royce. С января 2007 г. общая сумма инвестиций в развитие производства составила около $2,5 млн. Создано более 250 высокооплачиваемых рабочих мест.

В начале года Керченская городская ГНИ провела проверку деятельности компании за 2010 год. В итоге налоговики «творчески» подошли к трактовке норм законодательства Украины. В акте проверки были признаны необоснованно отнесенными к валовым расходам свыше 5 млн. грн. Сотрудники налоговой самостоятельно определяли «никчемность» сделок, только на том основании, что у некоторых контрагентов «Краншипа» были отношения с фирмами, имеющими проблемы с налоговой. И даже такие, серьезные, как не нахождение по юридическому адресу. Причем, «Краншип» может пострадать из-за подобных проблем третьих лиц, с которыми не имел никаких отношений. Более того, в некоторых случаях, являющихся не вторыми, а даже третьими и т.д., после прямых контрагентов, в цепочке поставщиков. Не смутило налоговиков и то обстоятельство, что «никчемность» и фиктивность сделок может определить только суд.

Откровенно анекдотичным моментом в этой проверке, является то, что инспекция считает неправильным отнесение к валовым расходам услуг бани завода «Фрегат» по мытью рабочих «Краншипа», в сумме 792,8 тыс. грн. На отмыв денег это явно не похоже, поскольку один визит рабочего в баню обошелся в среднем чуть менее 15 грн. Аргументом налоговых органов является то, что в журналах учета бани нет данных о мытье работников «Краншипа» и следовательно это нельзя относить к валовым расходам, связанным с хозяйственной деятельностью. Хотя журналы учета бани не являются первичными бухгалтерскими документами. При этом, количество посещений бани отражено в актах выполненных работ, которые, как раз первичными документами являются, но налоговиками они не были приняты во внимание.

Всего по итогам проверки компания должна заплатить почти 600 тыс. грн. налога на прибыль и уменьшить на 0,5 млн. грн. сумму налогового кредита по НДС, который на конец 2010 г. составлял более 9,7 млн. грн. Поверить в реальность таких нарушений можно было бы в отношении, например, консалтинговой фирмы, оказывающей «нарисованные» услуги, но никак не в отношении судостроительного предприятия, выпускающего реальную продукцию, по договорам давальческого сырья для нерезидента Украины, девяносто процентов затрат на производство которой находится под тщательным контролем таможни. За время работы предприятия ни одного вопроса по стоимости судов и их комплектации, вывозимых в пользу нерезидента, у таможенников не возникло.

Несмотря на возражения «Краншипа» со ссылками на нормы законодательства, указания на первичные документы, подтверждающие факт реальных закупок товаров и услуг, в конце апреля ГНИ в Керчи прислала налоговые уведомления о решениях по увеличению налоговых обязательств. До 8 июля свой вердикт должна вынести налоговая администрация Крыма, в которую «Краншип» обратился с жалобой. Это решение, а также будут ли наказаны городские налоговые чиновники Керчи, покажет, действительно ли, «власть принимает меры для обеспечения развития судостроительной отрасли».



Василий Бондарь

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua