В Украине не работают механизмы финансовой ответственности за задержки и неэффективное использование грузовых вагонов.
Во взаимоотношениях железных дорог и промпредприятий, в последнее время, наметилась негативная тенденция. При дефиците грузовых вагонов, который сформировался в последние годы, «промышленники» задерживают вагоны на своих предприятиях, замедляя их оборот и, в конечном счете, усугубляя проблему дефицита.
Для понимания масштаба проблемы, напомним ситуацию с вагонным парком. Дефицит составляет около 40 тыс. вагонов (треть парка УЗ), в т.ч. ежесуточно не хватает около 1,5 тыс. ед. Таким образом, не обеспечиваются перевозки около 10% продукции промпредприятий Украины.
В ближайшие 10 лет, по оценкам специалистов, УЗ необходимо приобрести порядка 111 тыс. новых вагонов. При этом каждые 10 тыс. вагонов обеспечивают грузооборот в примерно 15 млрд. ткм, и годовую выручку (в действующих ценах) в 1,6 млрд. грн. Однако, до реализации этой программы закупок еще далеко, и единственным вариантом, сегодня, является оптимальное использование имеющегося парка.
В январе-июне 2012 г. оборот одного грузового вагона замедлился с 6,02 до 6,16 суток. Во многом, на ухудшение этого показателя повлияли сильные морозы в начале года. Но, например, в июне оборот вагона замедлился с 5,75 сут. до 5,87 сут. Казалось бы, не такая уже большая разница. Однако в в масштабах страны за первое полугодие это привело к потере грузовых ресурсов железных дорог в количестве 153649 вагонов, а только за июнь - 29488 вагонов. То есть к потере почти 1 тыс. вагонов в сутки.
Среди промышленных предприятий бесспорным лидером по потерям в июне является «Арселор Миттал Кривой Рог» - 21728 вагонов. Также стоит назвать Енакиевский метзавод - 2821, Славянскую ТЭЦ - 2399, «Макеевпромтранс» - 2285, ММК им.Ильича - 1531. Правда, потребности предприятий в вагонах отличались от прошлогодних. Так, на ММК им.Ильича в июне было обработано 3945 вагонов, что на 2795 меньше, чем годом ранее.
Наглядным примером является время нахождения вагонов на территории предприятий. Выросло оно практически у всех крупных грузоотправителей. Опять же, самые большие проблемы на «АрселорМитталл Кривой Рог», где каждый вагон, в среднем, в январе-июне находился 116 часов. Причем, как сообщили tbu.com.ua в «Укрзализныце», это давняя проблема криворожского предприятия. Еще год назад показатель составлял 114 часов. Это почти в два раза превышает нормы единого технологического процесса для этого комбината.
Из-за несвоевременной выгрузки вагонов на комбинате, груженые вагоны, в его адрес, простаивали на станциях подхода в ожидании подачи на подъездные пути. Так, например, в апреле-мае, простаивало 40 составов со временем задержки от 4 до 240 часов. В некоторых случаях вагоны простаивали по нескольку недель в ожидании выгрузки. Впрочем, в этом году нормы использования вагонов нарушают практически все грузоотправители. Причем, речь идет именно о вагонах железных дорог, поскольку использовать частные вагоны как «склады на колесах» весьма накладно. Ведь кроме всех прочих платежей за частный вагон ежесуточно еще придется платить $40-50.
Среди независящих от предприятий причин - таможенные операции, ожидание результатов анализов качества угля или кокса, плохая погода. Особенно странно выглядит ситуация, что во многих регионах таможенное оформление в выходные дни не проводится и вагоны, погруженные в пятницу вечером, вынуждены ожидать до понедельника. Особенно если учесть, что предприятия ГМК работают в непрерывном производственном цикле.
Но эти проблемы были и в прошлом году и тогда непонятно, в связи с чем, почти в два раза увеличилось время простоев? И явно причина не в исчерпании за год ресурсов складских площадей и катастрофическом ухудшении состояния путевого хозяйства предприятий.
Показатель использования вагонов крупными промпредприятиями в январе-июне
Предприятие |
Средний показатель, час. |
Норма ЕТП, час. |
2012 |
2011 |
2012/2011 |
+,- |
% |
ММК им.Ильича |
72,90 |
56,08 |
16,82 |
29,99 |
29,2 |
Енакивский метзавод |
70 |
50,42 |
19,58 |
38,83 |
17,67 |
«Интерпайп Номовомосковский ТЗ» |
50,23 |
32,18 |
18,05 |
56,09 |
6,90 |
«ЕВРАЗ Днепродзержинский коксохимзавод» |
39,54 |
31,24 |
8,30 |
26,57 |
20,00 |
«АрселорМиттал Кривой Рог» |
115,94 |
113,85 |
2,09 |
1,83 |
71,00 |
«Ровенькиантрацит» |
18,10 |
7,02 |
11,08 |
157,83 |
3,2 |
Василий Бондарь