УЗ и РЖД «притормозят» формальности

«Укрзализныця» и «Российские железные дороги» в который раз договорились «ускориться». Проект под громким названием «скоростное движение между украинскими и российскими городами миллионниками» предполагает серьезное сокращение времени в пути.

Например, предполагается, что между Киевом и Москвой поезда будут следовать всего 5 часов. По подсчетам экспертов tbu.com.ua - это, по крайней мере, пятое соглашение об «ускорении» между странами со времен Георгия Кирпы.

На этот раз УЗ и РЖД намерены серьезно ускорить сообщение не только между столицами, но и рядом других городов. Скорость передвижения только на московском направлении сократится в два раза. «Думаю, оптимально максимальным временем будет пять часов», - сказал Борис Колесников.

Напомним, что скорый поезд №1/2 преодолевает это расстояние как минимум за 10 часов. Время в пути должно было сократиться за счет упрощения таможенных и пограничных формальностей, мероприятий по распределению пассажирского и грузового движения, модернизации пути и использованию современного подвижного состава. Соглашения по всем этим компонентам сокращения времени в пути подписывались несколько раз на протяжении прошлого года.

Железнодорожники и чиновники транспортных ведомств двух стран бодро рапортовали о радужных договоренностях на переговорах. Схема предполагает отказ от ночных побудок в поездах и перенос всех формальностей на железнодорожные вокзалы двух столиц. Но когда, наконец, была представлена схема упрощения пограничных и таможенных формальностей, выяснилось, что российская сторона попросту не готова к новациям. Если украинские пограничники и таможенники со своей стороны сделали все возможное, чтобы перенести проверку документов и багажа в Киев, то российская сторона, без объяснения причин, от эксперимента уклонилась. В результате эффект от сокращения стоянок на границе составляет всего 30 мин.

После пограничного «конфуза» транспортники решили поменять тактику. Теперь заявляется, об ускоренном сообщении между Москвой Харьковом и Донецком, которое непременно уже будет открыто в первом квартале 2011 г. Однако, на самом деле, в вопросе создания скоростного сообщения проблема не только в пограничных формальностях. Чтобы действительно сблизить две столицы и другие города, и сократить время в пути до пяти часов, только «благими намерениями» не обойтись. Как уже говорилось, украинская сторона за счет пограничных остановок «ужалась» на 30 мин. Настолько же могут сократить время в пути и россияне. Но это экономия часа-полутора, вместо пяти.

Следовательно, изначально руководство украинского транспортного ведомства имело в виду другое. Вероятнее всего россияне пытаются «продвинуть» использование на линии Киев - Москва поездов «Сапсан», которые могут развивать скорость до 250 км в час. В 2010 г. их запустили на линии Москва - Cанкт-Петербург, и судя по данным РЖД они себя хорошо зарекомендовали. Сейчас РЖД ведет переговоры о покупке дополнительной партии этих поездов и от участия в проекте других стран зависит многое. Например, цена поездов и стоимость их обслуживания. Не даром же руководство РЖД не так давно нанесло визит в Ригу, с предложением создать еще одну скоростную магистраль - с Балтикой. В этом контексте все сходится. Вопрос только в стоимости проекта. Ведь не секрет, что скоростное движение дорогое удовольствие и под него требуются серьезные инвестиции в инфраструктуру.

Тот же проект «Сапсана» показал, что без миллиардных инвестиций в модернизацию путей гарантировать заявленную скорость в 250 км в час, на всем протяжении из Петербурга в Москву, железнодорожники не в состоянии. Из-за этого средняя скорость падает до 150-160 км в час. В Украине решить эту проблему в ближайшем будущем также будет сложно. Более того, с учетом дефицита бюджета УЗ, за один квартал ее точно не решить. Поэтому, вероятнее всего, за радужными заявлениями украинских чиновников об ускоренном движении лежит попытка сохранить лицо при полном отсутствии перспектив решить проблему в ближайшее время.

Но самое главное, даже если «Укрзализныця» найдет источники финансирования на модернизацию пути, то зарабатывать на этом проекте будет прежде всего РЖД. Запустив поезда «Сапсан» из Москвы на Киев, Харьков и Донецк, россияне должны будут создать в этих городах и соответствующие сервисные центры по обслуживанию поездов, ремонтную базу и озаботиться подготовкой персонала. Учитывая ресурсы РЖД и уже имеющийся опыт, сделать это будет несложно.

В свою очередь, «Укрзализныця» может войти в формат паритетных перевозок не раньше 2013 г. Поскольку, даже получив к концу 2012 г. скоростные поезда Hyundai, УЗ также придется создавать аналогичные службы для обслуживания этих поездов в Москве. Дело может оказаться, затратным и хлопотным и на скоростных перевозках между странами долгое время будут зарабатывать только россияне.



Евгений Шевчук

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua