УЗ - пассажирские тарифы будут расти

Чиновники от транспорта из года в год жалуются на возрастающие расходы в пассажирском сегменте, и, соответственно, растущие убытки. Не стал исключением и 2008 г. Руководство транспортного ведомства заявило о том, что убытки от пассажирских перевозок вот-вот пересекут отметку в 4 млрд. грн., поэтому очередное повышение тарифов - вопрос решенный. Иосиф Винский в конце прошлого года озвучил и желаемую величину подорожания билетов - по 5% в квартал. «Что касается междугородних, дальних поездов, то сегодня там ситуация также убыточная, и позиция наша будет такой же, какой была в этом году: 5% квартальный рост мы предлагаем, при этом с 1 января предлагается повысить цены не на 5%, а на 10%», - заявил он.

Собственно, такую же позицию министр пытался демонстрировать на протяжении всего 2008 г., однако ему всячески мешали «работать на повышение». Из предусмотренных четырех индексаций реально состоялось только три. С 1 января 2008 г. тарифы на перевозку пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом во внутреннем сообщении повысились на 8,7%. Далее цены выросли с 1 июня 2008 г. на 5%, потом 22 июля приказом Минтранссвязи №913 была поднята стоимость билетов на проезд в поездах на 5% со 2 августа и на 5% - с 1 октября 2008 г. Для примера - в 2007 г. тарифы повышались также три раза, в целом - на 15%.

Итак, в 2009 г. транспортное ведомство также настроено повышать тарифы. Мотивировка стандартная: убытки «Укрзализныци» в секторе межобластного сообщения в 2009 г. составят около 2,5 млрд. грн., еще приблизительно столько же составят убытки от перевозок льготников в пригородном сообщении. Так что роста цен ждать недолго. Вопрос только в том, утвердит ли это повышение Кабмин.

Впрочем, упреждая возможное противодействие правительства, в Минтранссвязи уже разработали целый комплекс мер по скрытому повышению цен в международных поездах. С 14 декабря цены на проезд в них уже выросли на 15%. Данным приказом тарифы предусмотрено поднять лишь в вагонах второго класса. В 2009 г. возможно повторное повышение.

Еще один возможный способ сократить убытки для УЗ это введение т.н. пиковых тарифов, т.е. повышение расценок на самые популярные периоды - Новый год, майские праздники, 1 сентября и т.п. Этот проект обсуждается последние три года, однако до сих пор решение по нему не принято. В качестве варианта говорилось о введении дифференцированных тарифов на верхние и нижние полки. Нижние полки будут стоить дороже, верхние дешевле. Но и этот проект вынуждены были отложить из-за мощного противодействия в Кабмине. Что же касается тарифов на дефицитные даты, то, вероятнее всего, их повышение утвердят в марте - как раз накануне начала продаж билетов на майские праздники. По разным данным, стоимость таких билетов увеличится приблизительно на 25-30%.

Другой вариант скрытого повышения тарифов - рост цен на пригородные перевозки. Напомним, что, по официальным данным, убытки УЗ от пригородных перевозок за 9 месяцев 2008 г. составили 1,37 млрд. грн., эксплуатационные расходы - 1,6 млрд. грн. В среднем за сутки перевозки пассажиров в пригородном сообщении обходятся железным дорогам в 5,8 млн. грн., что на 22,6% больше, чем в 2007 г. В целом за последние 5 лет убытки от пригородных пассажирских перевозок выросли с 698,5 млн. грн. в 2003 г. до 1,3 млрд. грн. в 2007 г. Доходы на 1 отправленный поезд составили 434,4 грн., а расходы - 3228,9 грн. То есть убытки на 1 отправленный поезд составляют 2794,5 грн.

Однако и здесь на пути повышения тарифов существуют барьеры. Дело в том, что цены в пригородном сообщении можно повышать только по согласованию с местными властями. Последние крайне неохотно идут на повышение цен, поскольку это социальные перевозки. Инструмент давления на рай- и обладминистрации уже отработан на Львовской железной дороге. Если чиновники на местах не соглашаются на повышение тарифов, им напоминают о существенных задолженностях по оплате перевозок льготников. Ежесуточно убытки ЛЖД от пригородных перевозок составляют 950 тыс. грн., на 31 декабря 2008 г. их общая сумма должна была достичь почти 350 млн. грн. По итогам прошлого года полностью рассчитались с железной дорогой только Волынская и Ивано-Франковская области, в то же время другие области Западной Украины имеют значительную задолженность: Ровенская рассчиталась на 75%, Тернопольская - на 79,6%, Закарпатская - на 81%, Черновицкая - на 90,5% и Львовская - на 98,7%.

Если же и переговоры не приводят к результату, то включается второй рычаг - отмена поездов на некоторых наиболее убыточных и социально-значимых направлениях. В течении 2008 г. на ЛЖД были отменены по крайней мере десяток таких маршрутов. В 2009 г. в Ровенской области планируется упразднить пять поездов, в Тернопольской - четыре, а в Закарпатской - три. Одна из разновидностей такого механизма - замена электричек на рельсовые автобусы, т.е. вместо полноценных поездов курсирует всего один вагон. Этот вариант сейчас активно тестирует Южная железная дорога.

На начало 2009 г. известно только о договоренностях Львовской железной дороги о повышении стоимости проезда в электричках на 15%. Однако, по словам И.Винского, в течении года пригородные перевозки подорожают в 2-4 раза. Их планируют уравнять с тарифами на маршрутки. Пока трудно прогнозировать, но в условиях финансового кризиса такое повышение - крайне непопулярная мера, и Минтранссвязи может не рискнуть пойти на нее. Вероятнее всего, возможен другой сценарий – с маршрутов будут снимать обычные поезда, а вместо них ставить поезда повышенной комфортности. В таких поездах льготников возить не надо, стоимость билетов и, соответственно, рентабельность выше в среднем на 50%. Например, на Юго-Западной дороге из приблизительно сотни пар поездов таких электричек примерно треть и ежемесячно планируется переводить в повышенную категорию 1-2 поезда.

Напомним, что сегодня в целом по Украине пригородные пассажирские перевозки выполняют 342 состава электропоездов, 163 состава дизель-поездов и 9 рельсовых автобусов. Свыше 74% пригородных поездов, которые эксплуатируются на УЗ, в связи с окончанием нормативных сроков эксплуатации работают по продленным научно-техническими лабораториями срокам. В частности, из 1589 секций электропоездов постоянного и переменного тока с продлением нормативных сроков работают 905 секций (почти 57%). По секциям дизель-поездов этот показатель составляет 92%, или 298 из 324 секций. Из них неотложного капитального ремонта с продлением срока эксплуатации требуют 111 секций электропоездов и 32 секции дизель-поездов.

Самое странное в этой проблеме - это абсолютная непрозрачность бухгалтерии «Укрзализныци». Еще в 2007 г. неоднократно заявлялось, что к лету 2008 г. ведомство пройдет международный аудит, после чего произойдет разделение балансов грузовых и пассажирских перевозок. Таким образом, станет понятно - действительно ли пассажирские перевозки являются настолько убыточными. Однако к указанному сроку аудит не провели, он закончился только к декабрю 2008 г., более того, его результаты до сих пор не обнародованы.



Анна Середенко

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua