Украина становится уникальной страной, где вопросами безопасности мореплавания занимаются бывшие экологи или специалисты по разведению рыбы.
В последнее время в морской отрасли наметилась очень тревожная тенденция. На работу в «Укрморречинспекцию» (УМРИ) начали перебираться бывшие «кадры» Госинспекиции по охране окружающей среды Северо-Западного региона Черного моря. Очевидно, это связано со вступлением в силу с 1 июня 2012 г. постановления КМУ №451 от 21 мая 2012 г., которым были утверждены новые типовые технологические схемы пропуска через госграницу и таможенного оформления физлиц, транспортных средств и товаров. Это постановление принято в рамках реализации положений нового Таможенного кодекса.
Теперь экологи уже не могут появляться на судах по своему усмотрению. И даже в состав комиссии по открытию границы они приглашаются в определенных случаях, когда речь идет об опасных грузах. Соответственно, 1 июня завершилась целая эпоха вымогательств и поборов с капитанов судов в украинских портах со стороны «защитников природы». Однако, как известно «природа» не терпит пустоты.
Напомним два пункта из Положения об УМРИ:
- 4.37. осуществляет контроль государства флага за исполнением международных договоров Украины по безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды с судов, которые плавают под флагом Украины, независимо от формы собственности (кроме рыболовных судов);
- 4.38. осуществляет контроль государства порта за соответствием судов, заходящих в порты Украины, территориальное море и внутренние воды, независимо от их флага, стандартам безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды с судов.
Причем, с 1 июня в составе комиссии обязательно участвуют только пограничники, таможенники и специалисты портнадзора, на которых и возложены функции предотвращения загрязнений. Неудивительно, что лишенные полномочий экологи, начали трудоустраиваться в структурах УМРИ. И, делается это, не в индивидуальном порядке, а системно.
Напомним, что в феврале начальником Одесского межрегионального управления УМРИ, на которое приходится порядка 70% всего «объема работ» инспекции, был назначен Павел Буланович. Видимо в Одессе не осталось специалистов по безопасности мореплавания, имеющих профильное морское образование и опыт работы, раз пришлось искать кандидатуру на эту должность по резюме в Интернете. По крайней мере, согласно такому резюме, Буланович Павел Георгиевич с апреля 1996 г. по май 2004 г. прошел путь от специалиста до начальника управления экологии и природных ресурсов в Одесской области. С мая 2004 г. по октябрь 2007 г. возглавлял экологическую инспекцию охраны Черного моря. Затем в биографии идет пропуск и далее указано, что с августа 2008 г. по май 2011 г. работал в структурах Госкомрыбхоза - замначальника Главрыбвода, первым заместителем начальника управления в Одесской области.
Также указано, что соискатель ищет работу в Одессе, Киеве, Донецке, Симферополе, Днепропетровске, Харькове и готов переехать за рубеж. А судя по разделу, где мы обнаружили эту информацию, подошла бы и Горловка.
Кстати, на прошлой неделе стало известно о переходе в УМРИ и самого «активного» в последние годы «защитника природы» в портах - инспектора Нагаева. Как ранее сообщал tbu.com.ua, 12 июня 2012 г. в порту «Южный» был задержан т/х «Алина». Судно без груза прибыло в порт для дальнейшей погрузки безопасного груза, прошло проверку контролирующих органов в соответствии с требованиями вышеупомянутой Типовой технологической схемы пропуска через госграницу. Согласно акту проверки судна нарушений не обнаружено, установлено соответствие судна для проверки действительности соответствующих свидетельств и иных документов, а также общее состояние судна, его оборудования и экипажа.
Однако, вечером того же дня судно захотела проверить комиссия Одесского межрегионального управления УМРИ. Но, поскольку не были представлены правовые основания для проведения повторной проверки капитан т/х «Алина» не допустил комиссию к работе на судне. На следующий день судно закончило погрузку, и в службу капитана порта были представлены документы на отход. Однако, по указанию Павла Булановича, судно было задержано. Отметим, что одним из трех членов комиссии УМРИ был инспектор Нагаев.
Напомним только два, связанных с ним, эпизода. 12 ноября 2010 г. капитан т/х «Алина» отказал в незаконных требованиях по проведению контроля изолированного балласта. Затем в 2 часа ночи 13 ноября инспекторы экопоста Одесского порта Нагаев и Микита, произвели отбор проб якобы «из внешних сливных отверстий правого борта судна находясь на причале(!) в две пластиковые бутылки емкостью по 1,5 литра». Отметив это в акте, инспекторы видимо не знали, что сливное балластное устройство на «Алине» находится под днищем судна на глубине более 7 м. С другой стороны, о том, что такой отбор проб должен производиться не на причале, а на судне в присутствии представителя администрации судна, инспекторы знать просто обязаны. Причем, пробы отобраны в двух экземплярах (положено в трех, поскольку один - экологам, второй - администрации судна, третий экземпляр является арбитражным). И самое интересное, что в последствии экологи уничтожили отобранные пробы.
На основании этих проб, на следующий день судно было задержано, но только через два дня была предоставлена претензия и расчет ущерба за слив балласта (воды набранной в открытом море - ред.) на сумму $61083,73.
Второй эпизод еще более нагляден. 14 апреля 2011 г. т/х «Алина» прибыло в порт Одесса, где экологи дважды задержали груз, который планировался для погрузки на судно. Причем, основанием для задержания груза стало маслянистое пятно в акватории порта площадью около 10 кв. м, виновником происхождения которого было объявлено это судно. У экологов возникли опасения по поводу экологической безопасности этого груза Лебединского ГОКа, прибывшего в порт по железной дороге и уже прошедшего экологический контроль при ввозе в Украину. При этом ни один нормативный документ не предоставляет экологу право применять санкции по задержанию транзитного груза в связи с наличием каких-либо претензий к судну.
Причем, еще за три дня до прихода балкера в Одессу, инспектор Нагаев направил начальнику и капитану порта письмо, согласно которому, предписывалось не проводить грузовые операции с судном «Алина» до получения «отдельного согласования» госинспекции по причине того, что [далее, по тексту оригинала] «передбачити ситуацiю, яка буде складена пiд час перевірки судна неможливо».
В итоге, в обоих случаях, судовладелец понес убытки на десятки тысяч долларов, а чиновники экоинспекции за свои действия не понесли никакой ответственности. Впрочем, Нагаев является самым ярким примером, а кроме него в УМРИ перебираются и другие экологи.
Отметим, что во всех эпизодах фигурирует т/х «Алина», т.к. оператор судна компания «Трансшип» сообщает об этих фактах и борется с произволом. Очевидно, что подобные действия предпринимались и в отношении других судов, но другие компании предпочитают не конфликтовать с экологами, или, по крайней мере, не предавать их огласке. Кроме того, в Украине можно насчитать только три крупных (по нашим меркам) судна под украинским флагом. Это «Алина» с дедвейтом 35 тыс. т и паромы «Укрферри» - «Герои Шипки» и «Герои Плевны» - по 20 тыс. т.
Как видим, усиленная подобными «кадрами», УМРИ продолжает многолетнюю традицию «защитников природы». Напомним, что кроме недавнего задержания «Алины» в Южном, подобная попытка была предпринята 25-26 апреля в Ильичевске.
К сожалению, главный негатив подобная кадровая политика несет для морального климата в отрасли. Особенно в контексте принятии Закона «О портах» и грядущей реорганизации системы управления в отрасли. И нетрудно догадаться, как воспринимают авторитетные, в своем большинстве, капитаны портов, сам факт того, что их начальником является Павел Буланович.
Анна Середенко