С помощью политической воли министра транспорта и связи железные дороги Украины вновь стали прибыльными.
Благодаря его твердой воле и политической установке железные дороги смогли в не самом лучшем для показателей декабре дополнительно заработать 800 млн. грн. и по итогам года выйти на прибыль в полмиллиарда. И если среднемесячный доход монополии за 11 месяцев прошлого года составлял 2,37 млрд. грн., то за декабрь - 2,83 млрд. грн. Среднемесячные же расходы за тот же период официально составляли 2,37 млрд. грн., а за декабрь - 2,05 млрд. грн.
Вот только странно, что о таких высоких достижениях до сих пор умалчивают и «Укрзализныця» и Минтранссвязи. А гендиректор УЗ Василий Мельничук вообще ранее заявлял, что итоги года могут быть обнародованы не ранее 10 апреля.
Пока же в УЗ продолжается подсчет показателей, нам удалось получить оперативные данные из парламентского комитета по транспорту и связи. При детальном изучении явно видно, что многие показатели конфликтуют между собой. Получается, что чистая прибыль за декабрь на 6,6 млн. грн. больше чем просто арифметическая разница между валовыми доходами и расходами. И это сложно объяснить даже «оперативностью» данных.
Скорее всего, причина в том, что после заявлений И.Винского о намерении уволить начальников убыточных железных дорог, оставшиеся и новоназначенные руководители стали изыскивать «внутренние резервы». Это возможно - путем методик бухгалтерского учета, сокращения капитальных инвестиций, отнесения расходов на последующие периоды и т.п.
Как видим рекордсменом в этом плане стала Приднепровская дорога, повысившая свои показатели с убытка в 215,6 млн. грн. за 11 месяцев до итоговой прибыли в 70,6 млн. грн. (+286,2 млн. грн.). Далее следуют Одесская дорога - + 153,4 млн. грн. и Южная - +134,2 млн. грн.
Если речь идет о манипуляциях с отчетностью, то ничем хорошим для железных дорог это не закончится. Отложенные капитальные вложения рано или поздно нужно будет осуществлять в больших объемах. А созданная таким образом прибыль означает увеличение налоговых отчислений.
Видимо, для увеличения платежей в бюджет это и было сделано. Как заявлял И.Винский, в этом году налоговые платежи железных дорог составят 9,5 млрд. грн., что в полтора раза больше уровня прошлого года.
Возможно причина и в том, что новый министр пытается доказать свою успешность. Хотя нынешний руководитель «Укрзализныци» Василий Мельничук был назначен только 25 декабря. И вряд ли он успел за неделю работы так кардинально улучшить показатели.
Но вся эта ситуация показывает насколько огромны и не всегда прозрачны финансовые возможности «Укрзализныци», если возможно незаметно манипулировать сотнями миллионов гривень.
Финансово-экономические показатели работы железных дорог в 2007 г. (оперативные данные), тыс. грн.
Железная
дорога |
Доходы |
Расходы |
Прибыль/убыток |
11 мес. |
12 мес. |
11 мес. |
12 мес. |
11 мес. |
12 мес. |
Донецкая |
4669465 |
5182698 |
4669309 |
5166729 |
-55945 |
2769 |
Львовская |
4135215 |
4599548 |
4094007 |
4562843 |
-19588 |
10645 |
Одесская |
3987270 |
4454906 |
4026530 |
4227761 |
-870 |
152533 |
Приднепровская |
4485809 |
5017520 |
4555432 |
4871024 |
-215605 |
70589 |
Юго-Западная |
4849948 |
5404745 |
4813456 |
5216653 |
6779 |
137579 |
Южная |
4014162 |
4315670 |
3922497 |
4082505 |
-29913 |
104308 |
Всего по УЗ |
26141869 |
28975087 |
26081231 |
28127515 |
-315142 |
478423 |
Рост прибыли железных дорог в декабре 2007 г., тыс. грн.
Железная дорога |
Прибыль/убыток |
+ за декабрь |
11 мес. |
12 мес. |
Донецкая |
-55945 |
2769 |
58714 |
Львовская |
-19588 |
10645 |
30233 |
Одесская |
-870 |
152533 |
153403 |
Приднепровская |
-215605 |
70589 |
286194 |
Юго-Западная |
6779 |
137579 |
130800 |
Южная |
-29913 |
104308 |
134221 |
Всего по УЗ |
-315142 |
478423 |
+793565 |
Василий Бондарь