«Укрзализныцю» изолируют от поставок дизтоплива из Беларуси

18 ноября в Киеве и Луцке СБУ провело принудительную выемку документов в офисах группы компаний «Континиум». Группа владеет ОАО «Херсонский НПЗ» и сетью АЗС под маркой WOG.

Сеть считается третьим по масштабу игроком рынка нефтепродуктов Украины, и состоит из более 380 автозаправок. Основными акционерами ключевых компаний группы являются Игорь Еремеев и его партнер Степан Ивахив. Обыски в офисах бизнесменов были проведены по решению Шевченковского суда г. Киева от 15 октября 2011 г. Суд разрешил СБУ блокировать офис владельцев WOG по делу, которое было возбуждено 11 октября 2011 г. Дело возбуждено по факту преступного сговора, который был осуществлен, должностными лицами Херсонского НПЗ и ГП «Укрзализнычпостач» в ходе проведения тендера на право заключения договора от 1 июня 2009 г. № ЦХП-14-01 2009-01 по поставке УЗ дизтоплива на общую сумму 435 млн. грн.

Из постановления суда следует, что такая цена на 40,9 млн. превышала среднерыночную на тот период. Кроме этого, исходя из судебного вердикта, вместо перечисления 435 млн. грн., подозреваемые должностные лица заключили ряд неправомочных дополнительных соглашений. В результате реализации дополнительных соглашений, «Укрзализнычпостач» перечислил Херсонскому НПЗ не 435 млн., а 593,8 млн. грн. В целом, правоохранители обвинили руководство НПЗ и подразделения «Укрзализныци» в растрате 199,7 млн. грн. государственных средств.

Возбуждение против «Континиума» криминального преследования, по обвинениям 3-летней давности, стало переломным моментом развития украинского рынка государственных закупок нефтепродуктов. До этого момента указанная группа считалась бесспорным фаворитом рынка. Ее лидерству не мешало даже то обстоятельство, что с 2007 г. Херсонский НПЗ был остановлен по причине модернизации. С тех пор группа оперирует на украинском рынке исключительно импортными нефтепродуктами.

Причем произведенными, преимущественно, на белорусском Мозырском НПЗ. Опираясь на этот ресурс, вдобавок к ежегодной продаже по 300 - 400 тыс. т дизтоплива УЗ, в 2011 г. компании И.Еремеева и С.Ивахива продали другим госкомпаниям и учреждениям нефтепродуктов на общую сумму 4,5 млрд. грн. Товарный объем большинства этих закупок считается коммерческой тайной. Лидерами этих госзакупок были Государственное управление делами, автохозяйство Кабмина, НАК «Нафтогаз Украины», Госрезерв, Минобороны, МВД, СБУ и НАЭК «Энергоатом». Освоили указанную сумму в 4,5 млрд. грн. всего четыре компании группы «Континиум»: «Золотой Экватор», «Укрспостач Нафтотрейд», «Континуум Нафтотрейд» и компания «Рось-1».

Спрогнозировать будущее компаний И.Еремеева на рынке госзакупок довольно сложно. По мнению пессимистически настроенной части экспертов украинского нефтяного рынка, И.Еремееву и С.Ивахиву придется столкнуться с серьезными затруднениями, или вообще продать Херсонский НПЗ и большинство активов группы «Континиум». В ряду возможных покупателей называются либо российские нефтекомпании, либо же, украинские компании, которые надеются найти деньги на модернизацию Херсонского НПЗ.

Но кроме такой точки зрения, пессимистичной для И.Еремеева, есть и оптимистический прогноз. Он исходит из предположения, что нынешние попытки СБУ парализовать счета «Континуима» - это не принуждение владельцев к продаже активов, а наоборот, просто издержки выяснения отношений нынешней власти с бывшим руководством «Укрзализныци». Основания для такого рода прогнозов дали чиновники Минтопэнерго. Еще в начале 2011 г. они заявляли прессе свое видение лидерства компаний И.Еремеева в секторе госзакупок. «В 2009 г., по инициативе тогдашнего и.о. министра транспорта Василия Шевченко, назначенного по квоте Блока Литвина, поставщиком «Укрзализныци» было определено компанию «Континиум», которая принадлежит Игорю Еремееву, члену исполкома Народной партии, которая входит в блок Литвина», - заверяли эти чиновники украинским СМИ. Делая такие заявления, чиновники забыли уточнить, что с 2006 г. И.Еремеев отошел от активного участия в блоке Литвина, а его партнер С.Ивахив вообще в эти годы покинул ряды этой партии и ушел в ПР.

В то же время, следует помнить, что украинские госструктуры, закупавшие нефтепродукты у «Континиума», фактически, инвестировали в НПЗ Белоруссии. А по слухам, у президента этой страны Александра Лукашенко с 2010 г. по целому ряду причин сложились напряженные отношения с украинским коллегой Виктором Януковичем. Следовательно, кроме перспективы «выдавливания» И.Еремеева с нефтяного рынка и версии о «разборе полетов» бывшего руководства Минтранссвязи, появляется еще, одно более простое объяснение нынешних судебных репрессии против поставщиков «Укрзализныци».

С такой точки зрения, трудно прогнозировать какое-либо продолжение судебного давления. Просто украинским железным дорогам станет ближе продукция дюжины российских мини-НПЗ. Эта дюжина в 2007-2011 гг. начала дружно работать на украино-российской границе Донбасса. И сейчас у российских инвесторов, которые понастроили мини-заводы вдоль украино-российской границы, существует изрядная проблема: любыми методами вернуть потраченные на строительство деньги. В том числе, выдавливанием местных конкурентов с украинского рынка госзакупок.

Стоит отметить, что нынешний «разбор полетов» инициирован на уровне более высоком, чем Мининфраструктуры и «Укрзализныця». Здесь уместно напомнить, что, явно из политических соображений, у бывшего гендиректора УЗ Михаила Костюка не возникло проблем после увольнения. Хотя еще в начале года была проведена проверка правоохранительными органами ряда львовских фирм, регулярно выигрывавших тендеры «Укрзализныци». В частности ООО «Корпорация путевые ремонтные технологии». Поводом для интереса силовиков к этим компаниям стало подозрение в завышении стоимости закупок (по данным наших источников на сумму около 2 млрд. грн.). А эти фирмы связывают с Михаилом Костюком и его давним партнером Ярославом Дубневичем.

Но в итоге результаты проверок так и не стали достоянием гласности. Более того, М.Костюк недавно был назначен главой Львовской ОГА. Хотя завышение закупок нефтепродуктов при Михаиле Дмитриевиче на 200 млн. грн и на 2 млрд. при нем же на «путевое хозяйство» явно несопоставимы.



Андрей Старостин

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua