«Укрзализныця» вновь станет виртуально прибыльной

В этом году железные дороги Украины имеют шанс обеспечить только текущую деятельность. На возврат кредитов и программу капитальных инвестиций денег может не хватить.

В распоряжении tbu.com.ua оказался недавно утвержденный правительством сводный финансовый план железных дорог Украины на 2011 г. В этом документе объем чистой прибыли прогнозируется в размере 634,4 млн. грн. Судя по тому, что в последние три года УЗ показывает чистую прибыль, но при этом жалуется на многомиллиардный дефицит бюджета развития, показатель этот можно считать весьма условным.

Рассмотрим основные параметры финплана. Доходы запланированы в сумме 50015,9 млн. грн., в т.ч. от грузовых перевозок - 38510,9 млн. грн., от пассажирских - 5632,7 млн. грн., вспомогательного производства - 4135,5 млн. грн. Расходы должны составить 49381,5 млн. грн., а финансовый результат до налогообложения - 1658,7 млн. грн. В бюджет и целевые фонды запланировано уплатить 13503,8 млн. грн., в т.ч. в госбюджет - 5900,9 млн. грн.

На первый взгляд доходы должны превысить расходы и будет получен прибыльный результат.

Но есть и другая составляющая финансового положения железных дорог - кредиторская задолженность. В 2011 г. железные дороги должны вернуть 6373,3 млн. грн. краткосрочных и 4469,7 млн. грн. долгосрочных кредитов. С учетом необходимости возвращения основного долга по лизингу (656,6 млн. грн.) общая сумма подлежащих возврату кредитов в этом году составляет 11499,7 млн. грн. Погасить эти кредиты за счет доходов от основной деятельности невозможно. Поэтому запланировано привлечение новых кредитов для возврата старых. Сумма запланированных в финплане новых краткосрочных кредитов совпадает с той, что необходимо вернуть - 6373,3 млн. грн. А вот в отношении долгосрочных планов сумма более серьезная - 10554,9 млн. грн. Но до сих пор неясно, кто и на каких условиях даст УЗ такие «длинные» кредиты. Тем более, что на примере прошлого года этот план выполнен не был. При заложенном в финплане 2010 г. показателе привлечения долгосрочных кредитов в сумме 7640,1 млн. грн., реально было привлечено 2594,7 млн. грн.

В 2009-2010 гг. частично проблему нехватки ресурсов удавалось компенсировать за счет фонда оплаты труда. При гендиректоре Михаиле Костюке зарплаты железнодорожников не индексировались и за счет этого оценочно удалось «сэкономить» около 4 млрд. грн. А в случае продолжения такой практики, в этом году, железнодорожников Украины по уровню зарплаты могли обогнать их коллеги из Молдовы и Армении. Но повышение на 14% все-таки запланировано. И может быть «Укрзализныця» обгонит по этому показателю железную дорогу Грузии (в 2010 г. в УЗ средняя зарплата $352 в ГЖД $360). Но никак не других соседей: в РФ - $867, Казахстане - $547, Беларуси - $484.

А кроме возврата кредитов, за счет вновь привлеченных, УЗ еще и намерена более чем наполовину профинансировать программу капитальных инвестиций на общую сумму 16307,7 млн. грн. Это нереально хотя бы потому, что международные финансовые организации и банки уже три года не кредитуют УЗ, выдвигая условие реформирования монополии. Причем в программе капинвестиций кредитные средства предполагается направлять в основном на инфраструктуру, которая не приносит доходы, а не на закупку грузовых вагонов, способных зарабатывать деньги и возвращать кредиты.

Как видим, экономическая модель и социальная составляющая УЗ далеки от совершенства. Тем не менее, 21 февраля, в рамках XI Конгресса деловых, научных и творческих кругов Украины «Украина и мир: инновационный потенциал и инвестиционная привлекательность» состоялось вручение высших наград Европейской Ассамблеи Бизнеса, в ходе которого Президент Международного Клуба Лидеров, управляющий директор Торговой Палаты Долины Темзы Пол Бриггс вручил генеральному директору «Укрзализныци» Михаилу Костюку награду «Best Enterprises of Europe» (лучшие предприятие Европы), а также именной знак «Best Manager of the year» (лучший топ-менеджер года) за внедрение инновационных решений в управлении железнодорожной отраслью.

С помощью поисковых систем несложно выяснить, что такое международное признание может организовать себе любой желающий. И в зависимости от трофея цена вопроса составляет порядка $5-8 тыс.



Василий Бондарь

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua