Украина является лидером по потере парка грузовых вагонов среди стран СНГ и Балтии. Тем не менее, ситуация с железнодорожными грузовыми перевозками в нашей стране лучше чем в РФ, которая фактически сегодня имеет больший парк вагонов чем во времена МПС СССР.
На прошлой неделе, в Ереване, на 55-м заседании Совета по железнодорожному транспорту стран СНГ и Балтии, были подведены итоги переписи грузовых вагонов, проведенной 18 мая 2011 г. Согласно переписи, в парке железных дорог и других собственников постсоветских государств зафиксировано 1499348 грузовых вагонов. Таким образом, общее количество грузовых вагонов приблизилось к показателю в 1543153 вагона, зафиксированному на момент раздела парка МПС СССР между железнодорожными администрациями новых государств в 1993 г.
Государство |
Кол-во вагонов |
1993 г. |
2011 г. |
Азербайджан |
28689 |
20537 |
Армения |
4450 |
2551 |
Беларусь |
36891 |
40423 |
Грузия |
19609 |
11039 |
Казахстан |
109072 |
112204 |
Киргизия |
2476 |
1727 |
Латвия |
10329 |
15918 |
Литва |
13140 |
11827 |
Молдова |
12979 |
6374 |
РФ |
963378 |
1032827 |
Туркменистан |
12814 |
20703 |
Узбекистан и
Таджикистан* |
43713 |
33490 |
2145 |
Украина |
278665 |
181464 |
Эстония |
6948 |
5536 |
Участок Веселое-Ингири (Абхазия) |
- |
583 |
Всего |
1543153 |
1499348 |
* раздел собственности вагонного парка между Узбекистаном и Таджикистаном в 1993 г. производился на двусторонней основе.
Как видим, наиболее ощутимое сокращение - почти на 100 тыс. вагонов произошло в Украине. Интересно, что в «кулуарах» УЗ до сих пор вспоминают, как после экономического кризиса конца 90-х гг. десятки тысяч грузовых вагонов были отправлены на металлолом.
Если после распада СССР и раздела единого парка, практически все вагоны принадлежали железнодорожным госадминистрациям (вагоны инвентарных парков), то через 20 лет после распада СССР, к маю 2011 г. доля инвентарных вагонов сократилась до 31,3%. А к настоящему времени, с учетом передачи вагонов РЖД своей «дочке» - «Второй грузовой компании» эта доля должна быть уже менее 20%. Точных данных нет, поскольку на официальном сайте РЖД до сих пор указывается парк в 518792 грузовых вагона «с учетом вагонов дочерних компаний».
Фактически, сегодня УЗ является самой «государственнической» железнодорожной администрацией с долей инвентарного (общедоступного для клиентуры) парка около 60%. Напомним, что инвентарные вагоны можно использовать для обратной погрузки без согласования с собственником по общим согласованным тарифным условиям. Для приватных вагонов, необходимо согласовывать как цену вопроса, так и саму возможность погрузки. Для Украины это особенно важно, из-за больших объемов грузов прибывающих транзитом в наши порты или в импортном сообщении из РФ, Казахстана и других стран.
Как мы уже писали, после того как РЖД передали полмиллиона своих вагонов дочерним структурам, и эти вагоны стали якобы «частными», в Украине возник ежесуточный дефицит в 1-1,5 тыс. вагонов для погрузки. Это как раз то количество вагонов собственности ПГК и ВГК, которое за последний год ежесуточно выезжает после выгрузки в Украине порожняком в РФ. Любопытно, что РЖД имеет, ни много, ни мало - 193640 вагонов, которые считаются «собственными вагонами, имеющими нумерацию инвентарного парка». Хотя собственные вагоны имеют отличную от «инвентаря» нумерацию, которая начинается на «5».
Результаты переписи грузовых вагонов в 2011 г.по формам собственности
Железнодорожная администрация переписи |
Всего переписано |
В том числе по формам собственности: |
инвентарного парка |
собственные
с нумерацией
на «5» |
собственные вагоны, имеющие нумерацию инвентарного
парка |
Азербайджан |
20537 |
17164 |
3239 |
134 |
Армения |
2551 |
1950 |
600 |
1 |
Беларусь |
40423 |
23028 |
16212 |
1183 |
Казахстан |
112204 |
54802 |
54458 |
2944 |
Киргизия |
1727 |
1368 |
356 |
3 |
Молдавия |
6374 |
6043 |
326 |
5 |
РФ |
1032827 |
193255 |
645932 |
193640 |
Таджикистан |
2145 |
1505 |
636 |
4 |
Туркменистан |
20703 |
15991 |
4600 |
112 |
Узбекистан |
33490 |
25543 |
7557 |
390 |
Украина |
181464 |
104459 |
72948 |
4057 |
Грузия |
11039 |
9971 |
1068 |
0 |
Латвия |
15918 |
4715 |
9746 |
1457 |
Литва |
11827 |
6797 |
4858 |
172 |
Эстония |
5536 |
1698 |
3672 |
166 |
Участок
Веселое-Ингири (Абхазия) |
583 |
371 |
203 |
9 |
Всего по сети |
1499348 |
468660 |
826411 |
204277 |
Как видим, тенденция сокращения «инвентаря» продолжается. На заседании Совета в Ереване было установлено уменьшение инвентарного парка грузовых вагонов от переписи 2010 г. на 196,6 тыс. единиц. Парк собственных (приватных) вагонов увеличился на 242,9 тыс. ед.
А парадокс ситуации в том, что две крупнейшие железные дороги постсоветского пространства – РЖД и УЗ имеют диаметрально противоположные проблемы. На сети РЖД после распада СССР количество вагонов выросло на 10%, но обеспечивается погрузка 65-70% предъявленных грузов. В Украине количество вагонов сократилось на 50%, но обеспечивается погрузка 90% предъявленных грузов. Вагонов не хватает, но сохранена управляемость перевозок. И это при том, что в Украине так и не созданы нормальные условия для прихода частных инвесторов в железнодорожный операторский бизнес. А по срокам начала реформирования «Укрзализныця» отстает от РЖД уже на 8 лет.
Анна Середенко