«Укрзализныця»: развитие вопреки кризису

В действиях, предпринятых руководством УЗ в последние недели, можно увидеть четкое разделение «антикризисных» приоритетов. В вопросах развития западных пограничных стыков преобладает акцент на «бумажную» работу (переговоры, нормативное регулирование), тогда как реальные инвестиции планируется направить на расширение припортовых участков.

Одним из самых пострадавших от глобального экономического кризиса секторов транспортного комплекса является железная дорога. В силу особенностей распределения грузопотоков по видам транспорта, именно «Укрзализныця» больше других недосчиталась «своих» грузов - металла, железорудного сырья, стройматериалов. Возместить потери транзитом не удалось, т.к. соседние государства переживают схожий спад производства.

В январе 2009 г. на УЗ были зафиксированы худшие показатели объемов перевозки и отправки грузов за последние 7 лет. По сравнению с максимумом, достигнутым в августе 2008 г., они снизились на 43,4% и 43,7% соответственно. И, хотя руководство железнодорожной монополии делает оптимистичные прогнозы о том, что в феврале ситуация несколько улучшилась, о восстановлении «докризисных» объемов приходится только мечтать.

В положении, когда отечественная экономика оказалась неспособной предложить достаточные объемы грузов, руководство УЗ взяло курс на привлечение транзитных грузопотоков и поиск возможностей для развития. И такой анализ принес достаточно неожиданные результаты.

Вот как описал выявленные тенденции замгендиректора «Укрзализныци» Виктор Черный: «В последнее время, в связи с экономическим кризисом мы получили не только спад объемов перевозок, но и существенное изменение их конфигурации. Если раньше наши объемы внешнеторговых грузов распределялись между украинскими портами и направлением на западные погранпереходы приблизительно 50:50, то на сегодня в направлении Европы перевозки сократились намного больше, чем в направлении портов».

На западном направлении особые надежды возлагаются на активизацию контейнерных и контрейлерных перевозок по маршрутам «Европа-Азия». Для этого УЗ собирается использовать свои преимущества в виде участков широкой колеи, проходящих через территорию Украины в Польшу, Венгрию и Словакию.

В начале февраля 2009 г. в Москве состоялась встреча представителей «Укрзализныци», ОАО «РЖД» и венгерского железнодорожного грузового оператора MÁV Cargo. На этом заседании были подведены итоги деятельности трехсторонней рабочей группы, созданной с целью изучения перспектив контейнерных и контрейлерных перевозок в сообщении Китай-Европа-Китай.

По данным РЖД, в 2008 г. было организовано 20 контейнерных поездов из КНР в Австрию через погранпереход Забайкальский и терминал Добра (Словакия). Представители MÁV Cargo заявили о перевозках 3,2 млн. т контейнерных грузов, из которых свыше 80% - в составе контейнерных поездов.

По словам участника переговоров, начальника главного коммерческого управления УЗ Виктора Кушнирчука, для того, чтобы осуществлять такие перевозки, необходимо разработать технологию, порядок обмена информацией и порядок пропуска поездов через государственную границу. «Рабочая группа собиралась раз в месяц, сейчас будет собираться раз в квартал, поскольку объем информации, нормативных документов, которые нужно обработать, достаточно большой. Практика показала, что такие перевозки осуществимы, но в кое-каких вопросах нужно доработать нормативную базу. Нарабатываются документы для того, чтобы можно было принять хотя бы закон о комбинированных перевозках, позволяющий нам и автомобилистам регулировать порядок пропуска по межгосударственным стыкам», - отметил он.

Приблизительно в это же время во Львове состоялась встреча руководства УЗ и Львовской ЖД с представителями PKP Linia Hutnicza Szerokotorowa sp. z o.o. (ООО «ПКП Металлургическая Ширококолейная Дорога», Польша). Стороны предпринимают усилия по «реанимации» комбинированного поезда «Ярослав» (Луганск-Киев-Славкув), курсирование которого было прекращено в феврале 2006 г. в связи с отсутствием спроса.

В «Укрзализныце» уверены в успехе этого мероприятия. В период 2003-2004 гг. по маршруту «Ярослав» было перевезено 3226 автопоездов. При этом, в 2008 г. через автомобильной погранпереход «Ягодин» проследовало почти 152 тыс. грузовиков (416 ед./сутки). В январе 2009 г. эти объемы сохранились: из Украины через «Ягодин» прошло 5528 автомобилей, из Польши - 5458 ед.

Представители PKP LHS разделяют оптимизм украинских железнодорожников. По мнению сторон, для восстановления комбинированных перевозок между Польшей и Украиной необходимо принять меры по снижению тарифов, упрощению процедур таможенного и пограничного контроля (в т.ч. путем применения унифицированной накладной ЦИМ/СМГС) и активизации диалога с автомобилистами.

Поддержку проекту «Ярослав» выразил и другой европейский железнодорожный грузовой оператор. 20 февраля 2009 г. на встрече с руководством УЗ в Киеве представители немецкой компании DB Schenker (логистическое подразделение Deutsche Bahn) выступили с предложением продлить этот контрейлерный маршрут в направлениях Франкфурта-на-Майне, Гамбурга и других европейских логистических центров. Для этого предлагается перегружать автопоезда и контейнеры, прибывшие в Славкув, на скоростные грузовые поезда-шаттлы с фиксированным расписанием движения. Новую услугу планируется презентовать украинским и европейским предпринимателям уже весной этого года.

Чтобы сделать контрейлерные перевозки привлекательными и конкурентоспособными, «Укрзализныця» пошла на серьезный шаг. В новом Сборнике тарифов на грузовые железнодорожные перевозки стоимость контрейлерных перевозок уменьшена сразу в 2,8 раза. «Мы ищем возможности сотрудничества с альтернативным видом транспорта для того, чтобы мы не конкурировали, а дополняли друг друга. Тот опыт, который у нас есть, говорит, что такая услуга может существовать, работать и успешно развиваться», - заявил по этому поводу В.Кушнирчук.

Итак, «Укрзализныця» предпринимает усилия по привлечению транзитных контейнерных грузопотоков в сообщении Китай-Европа-Китай, а также активизации контрейлерных перевозок. Для достижения этих целей не требуется больших инвестиций, задача лежит в иной плоскости. Кроме установления конкурентоспособных тарифов, специалистам УЗ в сотрудничестве со своими коллегами из РФ, Польши, Венгрии, Словакии необходимо добиться сокращения времени простоя транзитных поездов на железнодорожных пограничных пунктах, ускорения процедуры таможенного досмотра, введения предварительного декларирования грузов. Жаль только, что все это не было сделано в более благоприятный момент, и теперь железнодорожникам придется выдерживать гораздо более жесткую конкуренцию за каждую тонну груза и каждый контейнер.



Дмитрий Щербаков

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua