«Укрзализныця»: новая политика?

«Укрзализныця» совместно с Минтранссвязи хочет заменить собою Нацкомиссиию по регулированию тарифов на транспорте

Не секрет, что вот уже более десяти лет Минтранссвязи блокирует на разных уровнях проект создания надзорного органа. То, что данная норма прописана соответствующим законом чиновников особо не волнует. Им не нужен лишний контролер, поэтому при каждой новой попытке создать такой институт, транспортное ведомство блокирует данное решение. Аргументы приводятся самые разные - от обыкновенного нежелания пускать в свою вотчину посторонних, до заявлений о возможном коллапсе в отрасли, если кто-то будет вмешиваться в ее работу.

Однако, похоже, что транспортное ведомство намеренно принципиально решить эту проблему. Для этого была изобретена целая схема. Атака, как и в прошлые разы, началась с информационной компании об убыточности пассажирских перевозок железными дорогами и необходимости повышения тарифов. Далее, постепенно начали смещать акценты в сторону поиска инвестиций для подготовки УЗ к Евро-2012. И наконец, после этого появилась информация о возможном сворачивании программы создания скоростного движения в Украине.

Убытки от пассажирских перевозок не позволяют в полной мере проводить необходимую инвестиционную политику и обновлять основные фонды, а кризис ухудшил ситуацию. Так, если первоначально на внедрение проектов скоростного движения требовалось 22–27 млрд. грн., то сейчас речь идет уже о 32–33 млрд. грн. до 2012 г. и 37,5 млрд. грн. до 2015.

Исходя из этих цифр, очевидно, что в УЗ наконец признали, что железной дороге сейчас целесообразнее заниматься реконструкцией существующих магистральных путей, с постепенным повышением скорости до 160 км в час, а также организацией движения новых дневных ускоренных экспрессов. Это не требует таких гигантских инвестиций, которые предполагались проектом скоростного движения. Для этого достаточно провести реконструкцию путей, без коренной перестройки магистралей, и закупить модернизированные вагоны, что обойдется гораздо дешевле, чем покупка импортных скоростных поездов.

Но и на этот проект, похоже, у УЗ не хватает средств. Закупки вагонов на Крюковском вагоностроительном заводе приостановлены из-за сокращения доходов, компенсировать которое, очередным повышением тарифов на грузовые перевозки уже просто не возможно. Здесь был задействован другой механизм - началась очередная компания по повышению тарифов на пассажирские перевозки. Однако, отличие нынешней ситуации заключается в более изощренных схемах повышения цен.

Министр транспорта и связи Иосиф Винский заявил… о возможном снижении цен на железнодорожные билеты. В какой-то мере, эти предложения повторяют схему ОАО «РЖД». Она заключается в введении повышенных тарифов на пиковые периоды и снижение цен во время периодов пониженного спроса. Разница между максимальными и минимальными тарифами может составлять до 30%.

При этом, отличие российской схемы от украинской, заключается в том, что «РЖД» является акционерной компанией, а «Укрзализныця» госструктурой. Поэтому, любое повышение тарифов приводит к настоящим баталиям на уровне Кабмина. Чтобы обойти это ограничение и «убить сразу двух зайцев», правительству предлагают предоставить полномочия по регулированию тарифов Минтранссвязи или «Укрзализныце». Таким образом, автоматически отпадает вопрос о создании транспортной Нацкомиссии, а с другой стороны появляется реальная возможность относительно свободно заниматься повышением тарифов.

Одна из модификаций этой схемы заключается в введении скидок на предварительную продажу билетов. По примеру авиакомпаний - чем раньше покупаешь, тем дешевле обойдется билет и, наоборот, за 1-2 дня вводится повышающий коэффициент.

Пока что в Кабмине, не отреагировали на данные предложения. Ожидается, что в течение месяца должен собраться правительственный комитет, на котором и решится судьба проекта.

Специалисты же, прогнозируют разгул спекулянтов на рынке. Формально, как и в прошлом сезоне, для перевозок задействовано около 7 тыс. вагонов. Но на очередной пресс-конференции руководства «Укрзализныци» прозвучали следующие данные - для летних перевозок подготовлено 5873 вагона. Это означает, что при тех же объемах перевозок, реально будет наблюдаться дефицит вагонов. Таким образом, предложения о повышении тарифов попадут на благодатную почву…



Сергей Баталин

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua