Укртрансинспекцию «реорганизуют» по одесски?

МИУ намерено провести реорганизацию Укртрансинспекции с частичной передачей функций по управлению теротделениями этого органа областным госадминистрациям.

Проект соответствующего нормативного акта пока не обнародован и еще рано делать какие-то выводы о сути этой реформы. Но по аналогии с другими реформами, можно ожидать, что ситуация только ухудшится. Минимизация возможности вмешательства в процессы из Киева еще больше упрочит позиции местных «князьков», определяющих правила игры (в пользу конкретных компаний) на региональных рынках автоперевозок. Отметим, что главные проблемы существуют именно в этой сфере, в отличие от дорожного хозяйства, железнодорожного транспорта и городского электротранспорта.

Яркий пример - ситуация в Одесской области. 25 марта 2013 г. на нашем портале было размещено видео-интервью с руководителями измаильских предприятий автоперевозчиков Сергеем Кожаном («Трансмарин») и Игорем Мараховским («Автомотив») под заголовком «Коррупция на рынке пассажирских автоперевозок: как это делают в Одессе».

По их словам, в Одессе работает несколько компаний, приближенных к власти. Они выигрывают конкурсы на маршруты, но не имея достаточного количества своих автобусов вынуждают других перевозчиков работать под их «позывными». Причем, на конкурсы для получения маршрутов заявляют большие автобусы, а в итоге, - выполняют перевозки на «бусиках». Было также рассказано о схемах вымогательства со стороны транспортной инспекции.

В апреле редакция «Транспортного бизнеса» получила претензии от одной из таких компаний ООО «Автотранс-Украина». В свою очередь, редакция tbu.com.ua решила дождаться ответа из прокуратуры на жалобу, поданную еще в феврале перевозчиками из Измаила. Прошло почти полгода, но прокуратура области так и не ответила. Поэтому предлагаем читателям самим ознакомиться с претензией от «Автотранс-Украина».

Здесь, хотелось бы обратить внимание, что директор компании утверждает, что его предприятие располагает 110 автобусами, а в штате числится 132 водителя. При этом в Интернете не сложно найти информацию о том, что в компании работает 19 сотрудников.

Причем, измаильских перевозчиков обвиняют в том, что их компании работают в режимах «регулярных специальных перевозок» и «нерегулярных перевозок», что якобы является подтверждением того, что они «нелегалы». Хотя в законодательстве предусмотрены такие виды перевозок. В тоже время эти компании уже два года не могут согласовать в органах транспортной инспекции паспорт маршрута.

Порядок разработки и утверждения паспорта маршрута регулярных специальных перевозок был утвержден приказом Минтранссвязи №278 от 07 мая 2010 г. Министром тогда был Константин Ефименко, который сейчас в должности первого замминистра МИУ курирует автотранспорт. И если перевозчики два года не могут согласовать паспорт маршрута, то, что можно говорить о качестве этого нормативного акта.

Кстати, остается также загадкой, что имел в виду Константин Ефименко, комментируя предстоящую реорганизацию Укртрансинспекции. Вот цитата из пресс-релиза МИУ: «Не нужно никаких командировок в регионы: в Киеве, когда едем на работу, мы видим, что в часы «пик», утром и вечером, пассажирский транспорт следует переполненный - люди, в прямом смысле, выпадают из дверей. Этому необходимо положить конец».

Возвращаясь из Киева в Одессу отметим, что в законодательстве предусмотрены механизмы противодействия нелегальным перевозчикам. В нашем случае, после публичного выступления руководителей «Трансмарин» и «Автомотива», у компаний начались проблемы с криминальными элементами и правоохранительными органами. В мае-июне 2013 г. четыре автобуса этих компаний были обстреляны во время выполнения рейсов с пассажирами, в одном автобусе было выбито лобовое стекло в трех - боковые. Также было зафиксировано около 20 случаев повреждения колес. Милиция, естественно, никого не нашла.

А 25 июня в Измаил прибыло 8 автобусов с 60-ю сотрудниками Приморского РОВД и 20-ю «понятыми». По решению Приморского суда Одессы в офисах этих компаний был произведен обыск, изъяты документы, печати и компьютеры. Поводом для таких действий стала якобы подделка нескольких информационных листов со списками пассажиров на перевозки, выполненные еще в марте-апреле. Очевидно, что в разгар курортного сезона, отвлекать 60 сотрудников милиции, даже на раскрытие такого «серьезного преступления», - мера явно неадекватная. Тем более, что от Одессы до Измаила 270 км.

Работа компаний была парализована, тем самым почти на половину сократилось количество «кресел» на рейсах Измаил - Одесса. Добраться же в Одессу поездом можно только три раза в неделю. Проблема не решена до сих пор, и даже, несмотря на решение апелляционного суда, который 22 июля принял решение в пользу автоперевозчиков, документы и технику на момент выхода этой статьи им так и не вернули.

Другие частные перевозчики, не желающие работать под фирмами-«зонтиками» также испытывают проблемы. Правда, до стрельбы на трассе и «масок-шоу» дело пока не доходит. Последние две недели в Одессе их автобусы просто блокируют автомобилями граждане специфической внешности и не дают отъехать. Милиция приезжала по вызовам, но не вмешивалась. Это еще раз показывает, каким образом в Одесской области решается задача по т.н. «консолидации» рынка автоперевозок в пользу определенных компаний. Причем, речь идет только о тех случаях, о которых нам стало известно. Очевидно, что подобная «консолидация» происходит во всех регионах Украины.

С «Укртрансинспекцией» действительно что-то нужно делать. Причин для этого более чем достаточно. Это неоднократные случаи задержания сотрудников инспекции при получении взяток. В частности, в Одессе, Крыму, Закарпатье. Неудивительно, что на сайте инспекции в плане работы по предотвращению коррупции на этот год допущена интересная оговорка: «Вести учет лиц, работающих в системе органов Укртрансинспекции, которые привлечены судами к ответственности за совершение коррупционных правонарушений».

Кстати, после ликвидации СМАП и передачи функций по выдаче разрешений на международные автоперевозки Укртансинспекции, возникают постоянные проблемы с нехваткой этих документов. А недавно на одном из совещаний в МИУ прозвучала информация, что «неформальная» цена на «дозвол» уже достигает $2,5 тыс.

Что же касается планов по передаче части полномочий Укртрансинспеции местным органам власти, то это тема отдельной статьи, поскольку здесь возникает еще одна проблема - Инспекция занимается лицензированием автоперевозок и подобное делегирование полномочий противоречит всей госсистеме лицензирования…



Василий Бондарь

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua