«Укрречфлот»: Григоришин топит миноритариев

Запорожский бизнесмен с российским паспортом Константин Григоришин окончательно взял под свой контроль Акционерную судоходную компанию «Укрречфлот».

Многолетняя война между уже экс-главой «Укрречфлота» Павлом Подлесным и К.Григоришиным завершилась в прошлом году победой последнего. Апофеозом противостояния стало решение Печерского суда арестовать личное имущество П.Подлесного. После этого он написал заявление об увольнении по собственному желанию, а инвесткомпания «Велес Капитал» в интересах группы «Энергетический стандарт» сконцентрировала более 70% акций «Укрречфлота». Характерно, что новым руководителем компании был назначен Михаил Чубай, коммерческий директор АСК, сразу же заявивший, что консенсус между акционерами достигнут.

К.Григоришин закрепил свое присутствие на предприятии, как обычно, рядом внеочередных собраний акционеров. Первое состоялось в октябре прошлого года и закончилось переизбранием топ-менеджмента компании, а второе, ноябрьское - изменением устава АСК, сменой наблюдательного совета и утверждением дополнительной эмиссии.

Новый набсовет предприятия состоит из людей, тем или иным образом связанных со структурами К.Григоришина. Его председателем стал Игорь Бойко, один из соратников российского бизнесмена по «Энергетическому стандарту» и, по неофициальной информации, являющийся управляющим партнером. Собственно, в набсовет вошли: сам Константин Григоришин, Сергей Головко (сын экс-министра промышленной политики Анатолия Головко), Сергей Судаков (директор по корпоративным финансам «Велес Капитал») и Сергей Ковалишин.

В получении контроля над «Укрречфлотом» это финансовое учреждение сыграло свою роль. По словам М.Чубая, «Велес Капитал» вел скупку акций не только в интересах структур К.Григоришина, но и акционеров одесского «Мисто-банка». Кроме того, на ноябрьском собрании акционеров АСК было утверждено решение оплачивать акции от допэмиисии через данный банк.

По ее итогам уставный капитал «Укрречфлота» увеличился в 10 раз - до 27,5 млн. грн. Все, чуть менее, 71 млн. акций были проданы за денежные средства по номиналу 0,35 грн. на общую сумму 24,8 млн. грн. Говоря о допэмиссии, стоит отметить, что закрытое размещение проводилось с 10 по 17 декабря (фактически пять дней, поскольку 16 и 17 декабря - это выходные) только среди «своих» акционеров компании, в то время как по закону на это отводится две недели.

Также учитывая, что акционеров более 70 тыс. и многие не смогли прибыть в Киев, далеко не все миноритарии смогли выкупить допэмиссию. В связи с этим структурам К.Григоришина отводилось первоочередное право на выкуп этих «свободных» дополнительных акций. Кроме того, не у всех акционеров совпадали паспортные данные с данными в реестре акционеров (эти расхождения необходимо было ликвидировать за неделю до допэмиссии), из-за чего людям отказывали в выкупе допэмиссии.

Интересным моментом допэмиссии стало то, что представители структур К.Григоришина «выходили в народ», т.е. к очереди миноритариев, желавших выкупить дополнительные акции, предлагая продать им акции до допэмиссии по 60 грн. за штуку. В это же время котировки «Укрречфлота» на ПФТС составляли 100-130 грн. за акцию.

Многие, в основном пенсионеры, владевшие от 10 до 50 акций, соглашались продать бумаги даже с таким дискотном. Правда стоит сказать, что для них это все равно выгодно, так как дивиденды составляли 0,7 грн. с одной акции.

К слову, после допэмиссии котировки АСК на ПФТС упали до 13 грн. на конец января, но уже в феврале подросли до 30 грн. за штуку.

То, что не все миноритарии выкупили акции по допэмиссии, позволило структурам К.Григоришина увеличить свою долю в компании. Так, венчурные фонды «Третий» и «Седьмой» компании по управлению активами «Сварог Эссет Менеджмент» увеличили свои пакеты, соответственно, с 13% до почти 22,5% и с 16% до 22%. Также еще один акционер - ООО «Будброк» (Киев) - нарастил свой пакет с 13,5% до 20,5%. Помимо того, крупным акционером компании стала кипрская компания «Онхестер Инвестментс Лимитед», которой на конец января принадлежало чуть более 15% акций.

Таким образом, К.Григоришин сконцентрировал более 90% акций «Укрречфлота» и может спокойно заняться созданием собственного транспортного холдинга. В планах бизнесмена было объединение «Севастопольского морского завода» с «Укрречфлотом» в одну производсвтенно-сбытовую цепочку. Теперь, надо полагать, «Энергетический стандарт» займется получением мощного синергетического эффекта от комбинации значительных мощностей по судостроению и судоремонту и транспортных мощностей.

Напомним, что «Укрречфлот» эксплуатирует 200 судов, преимущественно сухогрузов, около трети из которых используется для морских перевозок, около половины - для перевозок по Дунаю, а 1/6 - по Днепру. Кроме того, контроль К.Григоришина над Херсонским, Николаевским, Днепропетровским, Запорожским и Черниговским речными портами, входящими в АСК, позволит бизнесмену влиять доход с инвесторов, которые планируют строить там терминалы.



Сергей Березкин

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua