«Укрферри» и БМФ организовали монопольный сговор?

После затяжного конфликта двух судоходных компаний и инициативы СК «Укрферри» по вытеснению «Болгарского морского флота» с паромных линий между Украиной и Грузией перевозчики вновь помирились и стали синхронно повышать тарифы.

12 марта 2010 г. ВР не приняла закон «О денонсации соглашения между правительством Республики Болгария, исполнительной властью Грузии и Кабинетом министров Украины о совместной эксплуатации железнодорожной паромной переправы между портами Варна (Республика Болгария), Поти/Батуми (Грузия) и Ильичевск (Украина)». За него проголосовали только 169 депутатов.

Денонсацию соглашения инициировала СК «Укрферри» аргументируя необходимостью «защиты национальных интересов». Но после неудачного голосования в ВР стало понятно, что речь идет лишь о бизнес-интересах двух перевозчиков. Хотя сама попытка денонсации и все, что было высказано в ходе конфликта в адрес болгарской компании явно не на пользу репутации Украины и отдельных украинских политиков.

Конфликт между «Укрферри» и БМФ начался в 2008 г. после приватизации БМФ и покупки 70% акций немецко-болгарским консорциумом «Кей Джи Маритайм Шиппинг». С 1 мая 2009 г. БМФ в одностороннем порядке прекратила действие «Инструкции о взаиморасчетах». Согласно этому документу распределение доходов между «Укрферри» и БМФ осуществляется пропорционально количеству рейсов с соблюдением паритета, согласно принципу расчета по финансовому пулу. Но, в условиях кризиса обнаружился перекос в пользу загрузки паромов «Укрферри», и болгары предложили урегулировать эту проблему. «Укрферри», в свою очередь, обвинила болгар в демпинге. В августе 2009 г. БМФ отказалась от услуг «Укрферри», выступавшей их агентом в Украине. Новым представителем было определено ЗАО «Пласке».

Во время конфликта судоходные компании значительно снизили тарифы. Стоимость перевозки универсального вагона на линии Ильичевск-Поти/Батуми снизилась с $2700 до $2000. До такого же уровня снизился тариф на линии Керчь-Поти/Батуми.

Но в апреле 2010 г. «Укрферри» и БМФ были вынуждены искать компромисс. А с 1 мая начали вновь повышать тарифы. На линии Ильиечвск-Грузия тариф вновь стал $2700. На линии Керчь-Грузия $2400, а с 1 августа повыситься до $2500. Хотя расстояние между Керчью и грузинскими портами в два раза меньше чем от Ильичевска. При этом, еще 27 мая, на заседании Рабочей группы по выработке единых конкурентоспособных тарифов на коридоре ТРАСЕКА было принято решение, что с 1 июня по 31 декабря существующий тариф за паромную перевозку транзитного груза в/из стран ЕС будет сокращен на 10%.

Итак, согласно информации СК «Укрферри» представленной в Минтранссвязи, нарушения трехстороннего соглашения были устранены. БМФ подтвердило компенсацию доли расходов, понесенных украинским перевозчиком на организацию паромного сообщения Керчь-Грузия и согласовало включение в финансовый пул парома «Грейфсвальд», приобретенного «Укферри» еще в 2004 г. Исходя из этого, как отмечается в письме, вопрос денонсации этого соглашения «утратил свою актуальность». «Укрферри» также просит Минтранссвязи инициировать перед правительством вопрос о снятии с повестки дня подписания двустороннего соглашения с Грузией. Как отмечается, его подписание, «при наличии действующего трехстороннего соглашения, не только теряет всякий смысл, но и может создать определенный правовой хаос в сфере железнодорожно-паромных перевозок». Любопытно, что еще полгода назад у руководства «Укрферри» было диаметрально противоположное мнение.

Казалось бы, конфликт исчерпан. Но, в этой сфере, без конфликтов не бывает. После «заключения мира», с болгарами у СК «Укрферри» возникли проблемы с портом Поти. В этом порту скидка на портовые сборы для паромных судов была уменьшена с 80% до 60%. Порт также в начале июля ввел дополнительные сборы, связанные с простоем паромов. В итоге судоходные компании стали работать только через Батуми. Но один этот порт не способен обслужить весь грузопоток. На момент подготовки этой статьи в Батуми находилось три паромных судна: одно у причала, и два на рейде. В ближайшее время ожидается возврат паромов в Поти. Но для компенсации расходов судоходные компании с 1 августа ввели дополнительные сборы с грузовладельцев: $250 с каждого грузового вагона и $120 с каждого грузового автомобиля...



Дмитрий Щербаков

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua