Как заявил глава «Укравтодора» Вадим Гуржос, в 2008 г. был выполнен весь объем строительства и реконструкции автодорог, предусмотренный госбюджетом - то есть были освоены практически все средства.
Однако ввиду того, что в прошлом году повышение цен в этой отрасли составило 34%, денег на оплату всех выполненных частными генподрядчиками работ не хватило - неоплаченными остались приблизительно 20%. «Мы профинансировали все те работы, которые должны были - 100% того, что мы ожидали на этот год. Никаких сбоев не было даже в таких сложных условиях. Мы смогли практически все средства получить и потратить из спецфонда», - отметил В.Гуржос.
Однако, по словам Главы госслужбы автодорог, частные подрядчики, смогли выполнить работ больше, чем это было предусмотрено бюджетом, который не учел значительный рост цен. Из-за этого перед некоторыми компаниями возник определенный долг, который планируется погасить в 2009 г. «Мы официально не можем принять работ больше, чем это предусмотрено бюджетным финансированием. Мы просчитали, что в официальных объемах смогли принять где-то на 20% меньше, чем планировалось на 2008 г.», - пояснил глава «Укравтодора».
По его словам, подрядчикам удалось «под собственные ресурсы и залоги» привлечь средства коммерческих банков и выполнить упомянутые объемы работ. «Но мы их не можем принять, как государство - это особенности нашего бюджетного финансирования», - констатировал чиновник. Это и привело к образованию долга перед некоторыми частными подрядчиками - так называемые выполненные, но не принятые работы. «Мы признаем этот долг, но не можем его сейчас выплатить, учитывая то, что у нас нет на это бюджетных назначений», - добавил В. Гуржос. По его словам, приемка этих работ будет обязательно запланирована в программе на этот год.
Кроме того, в ноябре 2008 г. долговые обязательства перед подрядчиками составляли около 1,2 млрд. грн., однако Госслужба благодаря договоренности с Кабмином смогла получить дополнительные средства в спецфонд и оплатить значительную часть работ. Более 200 млн. грн. было погашено в декабре, до конца года планировалось оплатить еще 200 млн. грн., оставив таким образом 800 млн. грн. на 2009 г., которые, как сообщила пресс-служба «Укравтодора», на данный момент еще не погашены.
Этот долг, по словам В.Гуржоса, «полностью контролируется» благодаря наличию договоренностей с генподрядчиками - государство, в свою очередь, адекватно реагирует на ситуацию и делает все возможное, чтобы «амортизировать негативные последствия финансового кризиса». При этом на 2009 г. предусмотрено бюджетное финансирование в размере около 9,7 млрд. грн. «Это уже сумма, которая подконтрольна и управляема [«Укравтодором» - tbu.com.ua]», - уточнил В.Гуржос. По его мнению, этот год «будет выглядеть намного лучше с точки зрения физических объемов и принятия работ».
В то же время, по заверениям чиновника, на темпы подготовки автодорожной инфраструктуры Украины к проведению Евро-2012 кризис никак не повлиял. «Все остается в приоритетах. Абсолютно все объекты профинансированы… У нас не вызывает беспокойства их подготовка, в т.ч. такого сложного объекта, как Большая кольцевая дорога вокруг Киева», - отметил он.
Так, над сооружением БКАД уже около трех месяцев работают украинские «Альтком» и «ДСУ-50», ведущие строительство на отрезках 19-23-й км и 23-26-й км. «Финансируем стройку пока сами», - констатировал в декабре замгендиректора первой компании Михаил Ковалев.
Председатель «Укравтодора», в свою очередь, посетовал, что из-за определенных нормативных недоработок в госбюджете-2008, в частности, касательно госгарантий под кредиты для Госслужбы, им не удалось взять кредит в размере 800 млн. грн. в начале года. Во второй же половине прошлого года, когда тендер на привлечение средств был, наконец объявлен, уже разразился финансовый кризис и хороших предложений просто не поступило. Последним вариантом, который, учитывая нынешние условия, В.Гуржос посчитал более-менее выгодным, был кредит по ставке LIBOR+8, однако, по его мнению, такое предложение вряд ли устроит Минфин.
Стоит отметить, что в декабре 2008 г. был подписан указ Президента, которым утвержден состав делегации Украины во главе с В.Гуржосом для участия в переговорах с Международным банком реконструкции и развития относительно соглашения о предоставлении займа по проекту улучшения автодорог и безопасности движения. Как сообщили в пресс-службе «Укравтодора», переговоры с МБРР планируется провести уже в конце января – начале февраля 2009 г.
Таким образом, привлечение кредитных средств под крупные инфраструктурные объекты является одним из государственных приоритетов в теперешних условиях. По словам главы «Укравтодора», такие проекты, как БКАД и вообще автодорожное строительство дают мультипликативный эффект - одно рабочее место в этой отрасли вызывает потребность в 6-8 местах в смежных сферах. Так, только в городе Украинка Киевской обл., в районе которого планируется возвести мостовой переход по проекту Большой кольцевой, предусматривается создание 1,5 тыс. новых рабочих мест.
«Мы просчитывали условно, по сегодняшним данным, на 25 км БКАД, из которых 4,5 км пройдут по мостовым переходам, необходимо 20 млрд. грн. Из них приблизительно 2 млрд. будут стоить сами строительно-монтажные работы, остальное - это материалы, металлоконструкции, рабочая сила», - пояснил В.Гуржос. Около 30% этих средств, по его словам, в виде возвратных сумм поступят в госбюджет. «Многие страны выходили из финансового кризиса именно путем строительства инфраструктурных объектов», - считает глава «Укравтодора».
Реализация запланированных автодорожных проектов действительно может несколько оживить украинский строительный и смежные рынки, испытывающие серьезные последствия экономического кризиса. Остается надеяться, что «Укравтодору» удастся привлечь достаточные кредитные средства или инвесторов на выгодных условиях, так как бюджетного финансирования для осуществления намеченных планов будет явно недостаточно. А потеря темпов подготовки к Евро-2012 ничего хорошего не сулит.
Евгений Шевчук