Пресс-релиз Минтранссвязи от 4 ноября по поводу 15-го заседания (28-30 октября 2008 г., Женева) комитета Конвенции по оценке влияния на окружающую среду в трансграничном контексте ЕЭК ООН (Конвенция Эспоо) был краток и оптимистичен. В нем, в частности, говорилось: «Результатом заседания стало официальное сообщение об отказе Секретариата Конвенции Эспоо от вынесения предупреждения Правительству Украины и согласование процесса продолжения реализации проекта ГСХ «Дунай-Черное море» на украинском участке дельты р. Дунай». Таким образом, складывалось обманчивое впечатление грандиозной дипломатической победы наших представителей в этом затянувшемся конфликте.
Обвинения в адрес Украины были выдвинуты на 4-й Встрече Сторон Конвенции Эспоо в Бухаресте 19-21 мая 2008 г. Но если внимательно изучить проект решения по результатам этого заседания, то можно заметить, что прямого запрета на проведение работ в гирле Быстром он не содержит. Документ носит рекомендательный характер, самая жесткая формулировка в нем - «Украина находится в состоянии несоблюдения своих обязательств по Конвенции», в остальных пунктах комитет всего лишь «просит» Правительство Украины или «предлагает вступить в переговоры».
В ходе Встречи Сторон румынская делегация предложила жесткое дополнение к Рекомендациям в отношении нашей страны - «Принять решение о вынесении предупреждения Правительству Украины». В свою очередь украинская сторона не удосужилась подготовить адекватный ответ, чтобы смягчить проект решения или как минимум отстоять его первоначальный вариант.
В процессе заседания украинская делегация подготовила проект «компромиссного решения» в виде письма от Вице-премьера Григория Немыри. В окончательном тексте этого документа указывалось, что Украина «готова пересмотреть Окончательное Решение по проекту ГСХ» и «могут быть назначены и проведены дополнительные консультации со сторонами, на которые влияет проект». Фактически этим было признано, что Украина не выполнила положений Конвенции, что перечеркнуло всю предыдущую работу Правительства.
В результате нашей делегации были поставлены три условия, при выполнении которых предупреждение Правительству Украины не вступало в действие 31 октября 2008 г.: приостановка работ на ГСХ, отзыв Окончательного решения по реализации проекта на полное развитие, а также выполнение соответствующих положений Конвенции.
С выдвинутыми условиями отечественное правительство полностью согласилось, и 11 августа 2008 г. вице-премьер Григорий Немыря утвердил документ об отзыве Окончательного решения о выполнении второго этапа проекта восстановления ГСХ «с целью доработки».
tbu.com.ua располагает копией письма Исполнительного секретаря ЕЭК ООН Марека Белка, где дипломатично приветствуются шаги Украины по «улучшению применения Конвенции в более широком смысле» и подтверждается, что предупреждения Правительству Украины вынесено не будет. Однако на этом вся красивая дипломатия заканчивается.
В тексте письма отмечается, что Украина не совсем правильно интерпретирует рекомендации комитета Конвенции. Выполнив условие по прекращению всех видов работ по второй очереди проекта (на самом деле эти работы даже не начинались), украинская сторона должна обеспечить «применение соответствующих положений Конвенции в будущем к любым дальнейшим действиям, связанным с первым этапом проекта, включая операционные и эксплуатационные работы».
Таким образом, Украину лишили права выполнять любые виды работ по развитию ГСХ до окончания прохождения процедур Конвенции. При этом, для контроля, господин Белка просит Правительство Украины предоставить до 28.02.2009 г. и до 31.08.2009 г. отчеты Комитету Эспоо по выполнению возложенных обязательств. И этот результат никак нельзя назвать победой отечественной дипломатии.
Между тем еще в 2007 г. в официальном докладе замминистра охраны окружающей среды Степана Лизуна подтверждалось на фактах, что Украина выполнила все требования Конвенции, в том числе информирование и консультации с румынской стороной. Всего с этой целью было проведено более тридцати мероприятий. А итоговым документом было официальное письмо в адрес администрации Конвенции, в котором указывалось, что Украина выполнила соответствующие процедуры, на основании ст. 6 принимает Окончательное решение по проекту «Дунай-Черное море» и будет в дальнейшем продолжать придерживаться условий Конвенции.
Все прекрасно понимают, что Румыния использовала экологическую «зацепку» для дискредитации и приостановки реализации украинского проекта. Основная цель наших соседей - сохранить свою экономическую и политическую монополию по обработке грузов на выходе из р. Дунай в Черное море по маршруту VII-го международного транспортного коридора.
Подводя промежуточные итоги этого эколого-экономического противостояния, хотелось бы верить, что у отечественных чиновников хватит настойчивости отстаивать национальные интересы. Поучиться этому стоит у Румынии или других стран, которые стараются выполнять рекомендательные Конвенции без ущерба приоритетам собственного развития. Несмотря на отступление в вопросе развития ГСХ «Дунай-Черное море», не все упущено и при системной работе органов исполнительной власти украинский проект еще можно спасти.
Василий Бондарь