Порты Украины: пир во время чумы

2007 г. может стать последним, когда показатели работы предприятий портового хозяйства были столь оптимистичными.

При первом взгляде на итоги работы украинских портов в 2007 г. картина выглядит весьма радужной. В прошлом году морские торговые порты, находящиеся в подчинении Минтранссвязи, перевалили 123,7 млн. т грузов. Этот результат превышает рекорд СССР - в 1990 г. украинские МТП обработали 121,4 млн. т. Четыре порта - Керченский, Мариупольский, Октябрьск и Южный – установили в тот год собственные рекорды грузопереработки.

Еще более впечатляющий результат получается, если учесть показатели других объектов портового хозяйства. Так, речные порты в 2007 г. обработали 18,7 млн. т грузов. Морские рыбные порты, которые давно не специализируются на перевалке рыбных грузов, прибавили еще 3,89 млн. т. И, наконец, 30,4 млн. т было обработано частными портами и терминалами. Общий результат - 176,7 млн. т. (+11,9% к 2006 г.) - внушает уважение.

В 2007 г. морские порты вовсю доказывали свою транзитную привлекательность. По результатам года удельный вес транзита в общем объеме грузоперевалки портов (39,5%) превысил долю экспорта (37,7%). Наибольший вклад в привлечение таких грузов наряду с МТП внесли частные перевалочные комплексы. Морские торговые порты переработали на 8,47 млн. т (19,5%) больше транзита, чем годом ранее, а частники – на 7,45 млн. т (88,3%).

Цифры говорят и о финансовом оздоровлении портового хозяйства. По итогам 2007 г. морскими торговыми портами было получено 428,9 млн. грн. чистой прибыли, что на 38,1% превышает итог 2006 г. С убытком сработали только Генический и Усть-Дунайский МТП, практически не осуществляющие грузоперевалку. Одесский порт получил 153,9 млн. грн. (+42% к 2006 г.), Мариупольский и Южный - почти по 100 млн. грн., Ильичевский увеличил этот показатель в 36 раз - с 1,1 до 39,9 млн. грн.

Отдельно нужно вспомнить еще одно достижение прошедшего года: контейнерные терминалы страны впервые обработали более 1 млн. TEU. В этом самом перспективном секторе грузоперевалки, Одессе и Ильичевску наконец-то удалось серьезно потеснить румынскую Констанцу. В конце 2007 г. Ильичевский МТП сделал серьезную заявку на региональное лидерство в контейнерной переработке: в порту открыт обновленный контейнерный терминал пропускной способностью 850 тыс. TEU в год с перспективой доведения этого показателя к 2019 г. до 4 млн. TEU в год.

Однако, эти и другие «победные реляции» искажают реальную картину, складывающуюся в отрасли. Уже начало 2008 г. показало всю зыбкость достигнутых рекордных результатов.

Сначала в дело вмешалась погода. Суровый январь привел к замерзанию Азовского моря, в результате чего порты этого бассейна резко снизили показатели грузопереработки. Самый мощный из них - Мариупольский - недосчитался 70% грузов по сравнению с прошлым январем и обработал всего лишь 466,7 тыс. т. Еще более мрачная картина вырисовывается, если вспомнить, что еще в декабре 2007 г. в порту было переработано 1,474 млн. т грузов. Конечно же, не все грузы застряли в Мариуполе, некоторые просто ушли в другие порты. Например, Ильичевский МТП в январе 2008 г. увеличил грузооборот на 53,8%, - до 1,45 млн. т. Одно можно утверждать наверняка - в этом году Мариуполь вряд ли установит новый рекорд грузопереработки.

Проблемы азовских портов подчеркнули погодные условия, но и без них приходится говорить о том, что способность большинства МТП наращивать объемы перевалки ограничена или вообще исчерпана. Исторически порты располагались в черте городов и сейчас они не располагают территориями для дальнейшего развития.

Другим серьезным препятствием в развитии портов является отсутствие резервов в наземной инфраструктуре. Существующие железные и автомобильные дороги уже сейчас перегружены. Особенно это касается портов Крыма и Большой Одессы, которые расположены в курортной зоне. За развитие подъездных путей отвечают другие структуры Минтранссвязи, и порты не всегда могут повлиять на эти процессы. В создавшейся ситуации новые проекты развития грузовых портовых терминалов могут оказаться просто бесполезными.

Не ощущают портовики и поддержки со стороны государства. Частые смены власти в стране привели к кадровой неразберихе в государственных портах. Не добавило порядка и создание госконцерна «Укрморпорт». В прошлом году в результате судебных разборок и административного двоевластия в некоторых портах было по два-три начальника одновременно.

Руководству отрасли не удается привлечь в порты инвестиции. В результате износ основных фондов в портовом хозяйстве составляет 80-90%. В Азовском море работает только один ледокол, возраст которого давно превысил 50 лет. Не работает и схема совместной деятельности государственных портов и коммерческих компаний. Вернее, она работает, но порты не получают от этого обещанной прибыли.

Не должен вводить в заблуждение и рост чистой прибыли портов. В основном он был обусловлен снижением нормы отчислений в госбюджет. Если в 2005-2006 г. госпредприятия отрасли отчисляли 50% прибыли, то в 2007 г. - только 15%, что позволило портам немного подзаработать. В 2008 г. новое правительство решило исправить этот «недочет» и обязало МТП увеличить отчисления в бюджет на 20-35%. При этом об увеличении аккордных ставок за выполнение погрузочно-разгрузочных работ речи не идет.

«Позаботился» новый Кабмин и о росте контейнерной перевалки. Под лозунгом борьбы с контрабандой им было инициировано проведение спецоперации «Цунами». Объектом пристального внимания стали контейнерные терминалы Одессы и Ильичевска. В итоге нужный результат был достигнут, СБУ заявила об изъятии контрабанды на сумму более 100 млн. грн., раскрытии преступных схем по незаконному ввозу товаров на сумму более 2 млрд. грн. и росте поступлений в общий фонд госбюджета от ГТСУ на 3,1 млрд. грн.

Пострадавшей от «Цунами» стороной остались… нет, не контрабандисты. Они просто перенаправили свои грузопотоки или договорились с контролирующими службами. А вот порты остались с убытками, покрыть которые будет непросто.

Во-первых, увеличилось время оформления контейнеров, и, соответственно, сократились объемы их вывоза из порта. В результате контейнерный терминал Одесского порта в январе оказался практически заблокирован. Во-вторых, из портов вынуждены были уйти линейные операторы, с таким трудом привлеченные в прошлые годы. Причем ушли они к конкурентам, - в ту же Констанцу, что отбросило назад развитие украинской контейнерной перевалки. Теперь на восстановление этих маршрутов потребуется не один месяц.

Вот такие, мягко говоря, безрадостные перспективы маячат перед портовым хозяйством Украины. Уже сейчас понятно, что нынешний год не станет таким же успешным для отрасли, как прошлый. Чтобы не остаться «у разбитого корыта», руководству Минтранссвязи нужно задуматься о целесообразности наполнения госбюджета в ущерб развитию портов и навести порядок в кадровой политике. А транспортное хозяйство следует рассматривать как комплекс, где МТП не существуют в отрыве от железных дорог и глубоких подходных каналов, тем более, что грузы имеют обыкновение «уходить» из проблемных портов.



Дмитрий Щербаков

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua