Вопреки всем неблагоприятным факторам, в 2007 г. морские торговые порты находили возможности для роста объемов перевалки грузов.
Прошлый год выдался для морских торговых портов противоречивым. Смена правительства, создание и ликвидация госконцерна «Укрморпорт», связанная со всем этим кадровая чехарда не добавили стабильности работе портового хозяйства. Не удалось портовикам добиться и желаемого повышения аккордных ставок за перевалку грузов. Тем не менее, государственные порты не просто увеличили объемы грузооборота (до 123,7 млн. т., +9,9% по сравнению с 2006 г.), а впервые превысили показатели времен СССР.
Свои прошлогодние показатели грузооборота снизили только два из 18 действующих МТП. На работу Евпаторийского порта повлияли запреты контролирующих органов на добычу песка, а Усть-Дунайский практически остановил перевалочную деятельность из-за неопределенности статуса и дальнейшего падения глубин в акватории.
Все остальные порты наращивали свои объемы. Рекорды грузоперевалки установили Керченский МТП (4,9 млн. т), порт «Октябрськ» (2,2 млн. т), а также два порта из «большой четверки» - Мариупольский (17,4 млн. т) и Южный (21,5 млн. т). Двадцать лет не достигал столь высокого показателя еще один крупный порт - Ильичевский (16 млн. т).
Отрыв портов-лидеров от «малышей» немного сократился. Если в 2006 г. на долю Ильичевска, Мариуполя, Одессы и Южного пришлось 70,6% совокупного грузооборота морских торговых портов, то в 2007 г. - 69,7%.
Ситуация в разрезе направления движения грузов стала отображением общего положения экономики страны. На фоне некоторого падения объемов перевалки экспорта (-3,1%) значительно выросли грузопотоки импорта (+34,2%) и транзита (+18,6%). В результате удельный вес транзита (41,6%) практически догнал аналогичный показатель экспорта (43,7%).
Оживает сектор переработки наливных грузов. За прошлый год торговыми портами было обработано 24,9 млн. т, что больше показателя 2006 г. сразу на 20,1%. И если экспорт таких грузов остался практически на том же уровне, то импорт и транзит выросли на 41,5 и 28,2% соответственно. Около двух третей налива (15,5 млн. т) прошло через Одесский МТП, из них 12,6 млн. т - в режиме транзита.
Несмотря на существенные темпы роста, мощности по перевалке наливных грузов не используются полностью. Для сравнения, в «пиковом» 2003 г. только Одесский порт переработал 21 млн. т налива. Через терминал Феодосии, способный переработать до 6 млн. т. нефти и нефтепродуктов, в 2007 г. году прошло всего лишь 809 тыс. т.
Практически половина грузов, обработанных торговыми портами в 2007 г., - это сыпучие (навалочные). Этот факт красноречиво говорит о сырьевой направленности экономики Украины и ее северо-восточных партнеров по транзиту. Традиционные лидеры в этом секторе - уголь (15,8 млн. т), руда (14,5 млн. т), химические грузы (10,3 млн. т). Обращает на себя внимание тенденция увеличения импорта этих грузов. Это объясняется, в первую очередь, появлением иностранных собственников у предприятий горно-металлургического комплекса. Эти компании налаживают свои маршруты доставки сырья, отличающиеся от «традиционных» для отечественных предприятий. Также на ситуацию повлиял рост металлургического производства в РФ, повлекший снижение поставок сырья из этой страны и заставивший металлургов завозить уголь и руду морем.
Основные потоки угля приняли Мариупольский и Южный МТП. Причем если через Мариуполь шли экспорт (1,3 млн. т) и транзит (2,2 млн. т), то Южный традиционно перерабатывал только транзит (3,9 млн. т). Более миллиона тонн транзитного угля перевалили также Измаил (1,8 млн. т), Керчь (1,6 млн. т) и Николаев (1,4 млн. т).
Отдельно стоит упомянуть грузопотоки кокса. Аварии на украинских шахтах, добывающих коксующиеся угли, привели к возникновению дефицита этого сырья. По расчетам ассоциации «Укркокс», годовое производство кокса в Украине, начиная с 2008 г., не превысит 17,5 млн. т, тогда как потребности в этой продукции превышают 19,5 млн. т. Тем не менее, импорт кокса или соответствующих углей через морские порты будет рентабельным только в случае его доставки крупнотоннажными кораблями, а для этого нужны свободные мощности в глубоководных портах. Действующие терминалы ориентированы на экспорт и полностью загружены, поэтому нужно развивать новые. Больше всего для этих целей подходят гавани в Одесской области или Крыму.
Половину насыпных химических грузов, прошедших через торговые порты в 2007 г., переработал МТП «Южный» - 5,7 млн. т. На 100 тыс. т больше белорусского транзита перевалил Николаевский порт.
К отметке в 10 млн. т приблизился показатель переработки строительных грузов. За прошлый год их грузооборот вырос на четверть. Каботажные перевозки стройматериалов (4,3 млн. т, +37,8% к 2006 г.) продолжают догонять экспорт (5,1 млн. т, +16,4%).
Продолжилось уменьшение объемов перевалки зерновых. Административное регулирование рынка зерна повлияло на показатели его экспорта: в 2007 г. он уменьшился почти в 2 раза - до 3,4 млн. т. На его место пришли транзитные грузопотоки. По итогам прошлого года через терминалы в торговых портах прошло более чем в 2 раза больше хлебного транзита (3,2 млн. т).
Объемы перевалки тарно-штучных грузов в 2007 г. повысились на 5,2% (1,8 млн. т) и достигли 38 млн. т. Львиную долю в этом секторе занимают черные металлы (24,5 млн. т). Нужно отметить, что, несмотря на рост цен на металл в прошлом году, объем грузопотоков через МТП снизился на 2,7%. Треть всех металлогрузов (8,4 млн. т) переработал «сухогрузный лидер» - Мариупольский МТП. Благоприятные погодные условия и близость к основным производителям позволили азовским портам прибавить к своим показателям 2006 г. еще 855 тыс. т. В этом году ситуация изменилась, сложная ледовая обстановка помешала работе Мариуполя и Бердянска, и металлы опять пошли через Одессу, Ильичевск, Южный.
Перевалка самого перспективного вида номенклатуры - контейнерных грузов - продолжала расти опережающими темпами. Объемы обработанных контейнеров в весовом эквиваленте увеличились на 34,4%, в количественном - на 42,7%, отечественные порты впервые преодолели планку в 1 млн. TEU. Эти цифры внушают оптимизм, но настораживает другая статистика... Доля контейнерных грузов в суммарном грузообороте украинских морских торговых портов в 2007 г. - 6,6%, годом ранее было 5,4%. В то же время аналогичные среднемировые показатели составляют не менее 55%.
Результаты анализа номенклатуры грузов, перерабатываемых в портах, позволяют говорить о продолжающейся разбалансированности грузопотоков. Если экспорт состоит в основном из сырьевых грузов (уголь, руда, черные металлы, нефть и нефтепродукты), то в структуре импорта преобладают генеральные, в основном, контейнерные. Транзит демонстрирует те же свойства: во-первых, он имеет одно направление «из СНГ», во-вторых, большая часть данного грузопотока - сырье.
Нужно отметить, что мощности по переработке сыпучих грузов (за исключением хлебных) загружены практически полностью. В условиях отсутствия больших инвестиций и государственной поддержки портовое хозяйство не успевает за развитием экономики Украины и соседних стран СНГ, прежде всего, ее горно-металлургического сектора.
В этой связи резервами роста портовой перевалки видятся загрузка простаивающих мощностей по переработке наливных и хлебных грузов, а также устранение препятствий по привлечению «импортного» транзита. Этот вид грузопотоков, в основном, контейнеризованных, можно получить путем оптимизации транзитного законодательства, устранения задержек при таможенном оформлении, а также развития портовой инфраструктуры и подъездных путей.
Правительству необходимо также создавать условия для увеличения доли экспорта контейнерных грузов. Это позволит не только снизить издержки при отправке порожних контейнеров, но и увеличить скорость транспортировки, унифицировать грузовые терминалы.
Как видим, отечественные порты имеют потенциал для увеличения грузопотоков, даже несмотря на нехватку территорий и средств для развития. Чего действительно ощутимо не хватает - это стратегического управления работой отрасли, системного подхода к проблемам портового хозяйства.
Дмитрий Щербаков