Украина-Туркменистан: газ в обмен на оружие

Сорванная Программа сотрудничества между Минобороны Украины и Туркменистана на 2005–2007 гг. обещает сыграть с Украиной злую шутку. Не выполнив ранее данных обещаний, Киев вряд ли сможет заключить с этой страной новый договор, и в свою очередь, без должного уровня оборонного сотрудничества нечего и говорить о возможности возобновления украино-туркменской газовой торговли.

До 2004 года украинские покупатели занимали ведущее место в туркменской газовой торговле, а когда прямые поставки газа из Туркменистана в Украину были сорваны, лидерство стали перехватывать Тигеран и Пекан. Одним из последних свидетельств подобного «перехвата» стало заключенное две недели назад, масштабное китайско-туркменское торговое соглашение, которое кроме оплаты за газ обошлось Пекину в кредит на сумму $3 млрд.

Соглашение предусматривает поставку с 2013 г. по 30 млрд. куб. м туркменского газа в год, по газопроводу Туркменистан-Узбекистан-Китай. Не отстает от КНР и Иран, официальные лица которого заявили о начале строительства новой нитки газопровода Иран-Турция. Пока что, по этому направлению идет не более 8 млрд. куб. м иранского газа в год. Но если верить заявлениям, с 2014 г. эта новая магистраль будет экспортировать в ЕС как иранский, так туркменский газ. Последний, несмотря на более чем лояльную транзитную цену, - ниже $170 за тыс. куб. м, все еще поступает в Иран в небольших объемах - по 6 млрд. куб. м в год.

Получив, благодаря поддержке Пекина и Тегерана, гарантии закупок на ближайшие годы по 36-40 млрд. куб м газа в год, Ашгабат. при поддержке Узбекистана, ужесточил ценовой диалог с Москвой. До апреля-мая, смысл этого вполне мягкого диалога сводился к предложению перейти на закупку «Газпромом» туркменского газа по европейской цене $350 за одну тыс. куб. м, в чем трудно было не увидеть намека поделиться внешними рынками.

«Газпром» намека не понял, и долго считал ценовое предложение Ашгабата неприемлемым. Со стороны, ценовая конфронтация, до поры до времени, напоминала обыкновенный торг. Страсти начали накаляться в середине мая, когда Туркменистан отдал строительные подряды компаниям Германии на общую сумму $500 млн. и принял участие в Софийском энергетическом саммите ЕС.

Там же, туркменский президент Гурбангулы Бердымухаммедов договорился с германской BASF Wintershall о транзите туркменского газа в Южную Европу. Озвученные после этого властями Китая и Ирана новые планы в отношении ресурсов Туркменистана стали логическим обострением ситуации, и окончательно подвели Кремль к конфронтации - как результат, «Газпром» в конце мая официально заявил о прекращения закупок природного газа на границе Туркменстан-Узбекистан. По словам топ-менеджеров российской монополии, - «поставки могут быть возобновлены после нормализации диалога о текущих ценах на уровне 2008 г.», - то есть не более $270 за одну тыс. куб. м.

Последней, по времени, реакцией на объявленную «Газпромом» блокаду стала угроза финансовых санкций за невыплату ущерба, причиненного в результате мартовской аварии газопровода САЦ-4, соединяющего РФ и Туркменистан. Именно его взрыв, а не ценовые споры, более полутора месяцев считались официальной причиной сокращения поставок туркменского газа в РФ. Сегодня «маски сброшены» и начата игра в открытую - туркменская сторона заявила, что «Туркменнефтегаз» из-за блокады был вынужден пустить в факелы газ из нескольких сотен скважин, после чего было принято решение о консервации 195 из них.

Консервация высокодебитных скважин и их тампонаж считается делом дорогим, не сиюминутным и очень хлопотным. По этим причинам, европейские СМИ пришли к выводу, что российско-туркменская газовая война быстро не закончиться, а газеты РФ взялась наперебой рассуждать, сколько «заблокированного» туркменского газа позволит поставлять в ЕС через Турцию и Закавказье новая администрация США.

Однако, все версии дальнейшей эскалации туркмено-российского ценового спора даже не предполагают возможности возвращения на рынок закупок туркменского газа Украины. При этом наша страна, теоретически, имеет достаточно возможностей ценового и транзитного давления на «Газпром» - не пропуская в Украину туркменский газ, РФ может получить проблемы и с собственным транзитом в ЕС. Однако, судя по всему, состоявшийся в 2006-2007 гг. полный отказ от прямых закупок туркменского газа полностью удовлетворял многих киевских политиков.

Закончившееся в 2007 г. украино-туркменское военно-техническое соглашение, как казалось, должно было стать фундаментом для нового аналогичного договора, стимулируя постоянный газоторговый диалог. Ныне же он, похоже, никому не нужен. По неофициальным данным, обязательства военно-технического договора 2005-2007 гг. предполагало поставку современных ракетных средств ПВО, а также, разработку проекта и строительства в Туркменистане танкоремонтного завода и ремонтного центра артвооружений, по украинским технологиям. Завод и мастерские как были, так и остаются крайне необходимыми проектами для Ашгабата, который вынужден переоснащать войска, прикрывающих опасное юго-восточное направление туркмено-афганской границы.

До настоящего времени остается неизвестным, как туркмены смогли выйти из щекотливого положения, которое возникло из-за не полного выполнения ранее взятых Украиной обещаний в оборонной сфере. Но более двух лет, высшие официальные лица Киева, вместо усиления геополитического альянса с Ашгабатом, занимались заклинаниями в духе - «там до 2027 г. - все купил Фирташ».

Однако, хорошо известно, что наиболее дорогостоящей частью украинской товарной оплаты газа в 2004 г. была продукция, поставляемая по договорам в сфере военно-технического сотрудничества. Крупнейшими среди них можно назвать соглашение о поставке для ПВО Туркменистана трех станций пассивной радиоэлектронной разведки «Кольчуга» ЕАМ1, контракт о поставке десяти 8-тонных глиссеров «Калкан» и десяти 40-тонных патрульных катеров нового поколения «Кондор», а также договоры с украинским Минобороны о подготовке специалистов, модернизации и ремонте военной техники. Остается лишь процитировать, фразу известного киногероя, давно ставшую классикой - «Восток, дело тонкое».



Иван Петров

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua