Британия показала Украине пример развития авиатерминалов [фото]

Около $8 млрд. на постройку. 40 м в высоту, 396 м в длину, 176 м в ширину. 4 наземных и 1 подземный уровень размером в 10 футбольных полей каждый. Возможность обслуживать 30 млн. пассажиров в год. К их услугам - 192 лифта, 105 эскалаторов, 112 магазинов и ресторанов, в т.ч. Tiffany, Harrods, Gordon Ramsey's, Mulberry, Hughes and Hughess, Paul Smith, Starbucks, Links, Symthsom.

30 тыс. кв. м стекла для оформления фасадов. Многоэтажная парковка на 3800 мест. Открытая стоянка размером 396 * 30 м с фонтанами и зонами для отдыха.

Более 90 точек для ускоренной сдачи багажа и 96 сервисных киосков для самостоятельной регистрации, на которых за считанные минуты можно получить документы, оформленные заранее по Интернету. Возможность пройти паспортный контроль автоматически, с помощью сканера сетчатки глаза, без классического пограничника с его вопросами: «цель поездки», «снимите очки»…

Возможность переместиться из одного здания в другое за 45 сек. на автоматическом поезде, отправляющемся через каждые 90 сек. Железнодорожная станция с шестью платформами, две из которых принимают поезда прямой линии метро до центра столицы. Вам это ничего не напоминает?

Правильно, это терминал в аэропорту. Но разумеется, это не Борисполь и уж тем более не Жуляны. Это лондонский Хитроу, один из крупнейших международных хабов, и его Терминал 5 (Т5), открытый 14 марта 2008 г.

!T5_3.jpg

Первых пассажиров терминал принял сегодня, 27 марта. В этот день планируется обслужить 380 рейсов, а это более 40 тыс. чел. Среди них будут и пассажиры рейса «British Airways» (авиакомпании, имеющей право на эксклюзивное использование терминала) из Киева, они прибыли в Т5 в 15:50 по местному времени.

!T5_2.jpg

К сожалению, большинство украинцев может только мечтать увидеть и воспользоваться подобным чудом, хотя наш аэропорт в Борисполе, рассчитанный на пассажирооборот в 4,5 млн. человек в год, также стремится стать региональным хабом. Между тем, его существующие терминалы работают на пределе, косметические перестройки не позволяют кардинально увеличить пропускную способность. Ни метро, ни даже железнодорожной ветки до аэропорта не проложено.

Тем не менее, перспективы «Борисполя» рассмотрели в далекой Японии. 29 марта 2005 г. было подписано межправительственное соглашение о предоставлении кредита для финансирования проекта возведения нового терминала «D». Документ предусматривал предоставление Японским банком международного сотрудничества правительству Украины кредита на срок 30 лет на сумму около $172 млн. В соответствии с расчетами инвесторов, ввод в эксплуатацию нового терминального комплекса вместе с имеющимися в наличии мощностями аэропорта должен обеспечить к 2010 г. обслуживание 8,1 млн. пассажиров.

К несчастью, на реализацию этих оптимистических планов повлиял скандал вокруг земельных участков, принадлежащих компании «Аэросвит». Эта авиакомпания в 2003-2004 гг. взяла в аренду и затем выкупила 32 га земли возле центрального терминала аэропорта, а в октябре 2004 г. начала строительство собственного терминала стоимостью $80 млн. При этом оказалось, что в случае продолжения работ функционирование «Борисполя» будет попросту заблокировано. Аэропорт соглашался на проведение строительных работ только после открытия «японского» терминала, что не устраивало «Аэросвит». В результате аэропорт и авиакомпания сошлись в «клинче», как опытные боксеры. На протяжении 2004-2007 гг. они с помощью админресурса и судебных решений перетягивали «одеяло» в разные стороны. Конечно же, в этой ситуации «Борисполю» было не до переговоров с японцами.

Наконец, в сентябре 2007 г. стороны пришли к мировому соглашению. В результате, использование японского кредита было разблокировано. Начало строительства терминала «D» запланировано на II квартал 2008 г., завершение - на II квартал 2010 г.

А тем временем авиационный транспорт развивается. Пассажиропоток в украинских аэропортах растет ежегодно на 20-30%, в 2007 г. было перевезено почти 5 млн. чел. Авиакомпании обновляют свой парк техникой, которая может называться конкурентоспособной. «Узким местом» являются пассажирские терминалы, в основном находящиеся в госсобственности и не имеющие достаточных средств для модернизации. Многочисленные планы, концепции, программы развития, принимающиеся правительством, эффекта пока не дали.

Недавно авиакомпания «British Airways» обратилась к украинской стороне с просьбой увеличить еженедельное количество рейсов по маршруту Хитроу-Борисполь с 7 до 10. Государственное предприятие «Международный аэропорт «Борисполь» отклонило предложение англичан. Все понятно - ведь в его распоряжении нет терминала, даже отдаленно напоминающего Т5.

P.S. Первый день работы Т5 показал, что даже самое суперсовременное оборудование может давать сбои. «British Airways» пришлось отменить 34 рейса из-за задержек с доставкой багажа и различных неполадок в работе оборудования.

!T5_1.jpg

!T5_Interiors.jpg

!T5_Bar.jpg



Алексей Омельченко

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua