«Украинское Дунайское пароходство» решило заработать на «металлургических» олигархах, повысив вдвое стоимость своих услуг на перевозку железорудного сырья. Впрочем, вопрос, позволит ли это УДП если не повысить доходы, то хотя бы выжить, остается открытым.
С 1 апреля «Украинское Дунайское пароходство» повысило стоимость перевозки железорудного сырья (ЖРС) вдвое. В частности, предложенная ставка фрахта в направлении п.Измаил - п.Лом (Болгария) составляет €9 за т груза, а в направлении п.Измаил - п.Смедерево (Сербия) - €18,5 за т. В компании объяснили изменения в тарифной политики тем, что подорожало топливо, увеличились портовые сборы, подорожала судовая сталь и ужесточились требования, предъявляемые новыми членами Евросоюза к судам стран, не входящих в ЕС.
Основу дунайских перевозок пароходства составляет украинское металлургическое сырье, поставляемое для различных потребителей в придунайских странах. Среди главных конкурентов УДП значатся «Укрречфлот», Болгарское речное пароходство и DDSG. Кроме того, «самоходки» с семейными экипажами из Германии и Голландии «отщипывают» заказы. Но «Укрречфлот» поставляет ЖРС только на предприятия US Steel, а Болгарское речное пароходство, вполне возможно, перевозит руду для метзавода компании «Метинвест» Рината Ахметова.
Основными клиентами УДП выступают подконтрольная украинскому бизнесмену Константину Жеваго горнорудная компания Ferrexpo, основным активом которой является Полтавский ГОК и австрийская транспортная компания Danube Shipping Management Service GmbH. ПГОК - крупнейший в Украине производитель железорудных окатышей, основными потребителями продукции которого являются компании из Австрии, Польши, Румынии, Чехии, Словакии, бывшей Югославии, Болгарии и Италии.
В Ferrexpo говорят, что повышение стоимости фрахта несущественно, поскольку основными статьями расходов считают затраты на покупку сырья и энергоресурсов. Кроме того, компания может контролировать транспортные издержки, поскольку в прошлом году запустила портовый терминал «ТИС-Руда» мощностью 5 млн. т в год в порту «Южный» и обладает собственным парком железнодорожных вагонов, на перевозку грузов в которых «Укрзализныця» предоставляет скидки. И, несмотря на то, что монополия в этом году сократила размер этих льгот, в Ferrexpo заявили о намерении приобрести на условиях лизинга 440 единиц подвижного состава в дополнение к первым 110, которые компания приобрела в прошлом году.
В последние годы тарифная политика УДП вызывала массу нареканий. Собственно это и подтверждает новое руководство предприятия (правда, пока исполняющее обязанности). Так, в течение четырех лет железорудное сырье перевозилось по тарифам, в полтора раза меньшим по сравнению со ставками других дунайских перевозчиков, которые в середине марта сообщили об аналогичном изменении ставок на грузовые перевозки по Дунаю.
Злые языки поговаривали, что в середине 2007 г. руководство УДП вообще снизило ставки фрахта по крупнейшему экспортному контракту - перевозке окатышей из Измаила на Линц (Австрия) для комбината меткопании Voest Alpine - на $1,5 за т. Убыток только от этой одной операции для компании составит около $1 млн. в год. А ведь именно здесь стоило бы увеличить ставки, поскольку австрийцы намерены наращивать производство, для чего им понадобятся дополнительные объемы сырья.
Пока что финансовое положение УДП не вселяет оптимизма. Пароходство завершило 2007 г. с убытком 41 млн. грн. План по грузоперевозкам не выполнен на 18%, а по сравнению с 2006 г. объемы перевозок (4,2 млн. т грузов) упали на 22%. В общей сложности, не было перевезено 927 тыс. т, из которых 524 тыс. т - это речные перевозки, а 403 тыс. т – морские. В этом году ситуация усугубилась. В январе-феврале объемы грузоперевозок сократились еще на 24,5% - до 504,2 тыс. т.
Для пароходства с флотом более 400 судов, ситуация может показаться странной, если не знать о состоянии этих плавсредств. Средний возраст флота УДП составляет около 30 лет, износ всего хозяйства достигает 80%. В эксплуатации находятся менее трети речных судов, традиционно приносивших предприятию наибольшую прибыль.
С 2007 г. в УДП наблюдается и кадровый кризис. На протяжении года на предприятии было сокращено примерно 1 тыс. чел. В результате пароходство страдало от простоя судов из-за отсутствия экипажей.
И все же, несмотря на все проблемы, УДП занимает порядка 32% рынка всех грузовых перевозок по Дунаю, транспортируя уголь, кокс и минеральные удобрения в Сербию, металл - в порты Болгарии, уголь и металл - в Румынию. Большинство из этих грузов реализуют на экспорт компании «Метинвест» и ДТЭК, входящие в СКМ Рината Ахметова.
Таким образом, в 2008 г. УДП оказалось в интересной ситуации. Конъюнктура рынка благоприятствует повышению объемов перевозок, грузовладельцы не противятся повышению тарифов, позиции на рынке стабильны. Однако даже это может не спасти пароходство, оказавшееся «на мели» из-за просчетов менеджмента.
Николай Маслов