Цены на бензин вырастут в пять раз?

Существующая система финансирования автодорог и реальные возможности по привлечению кредитов позволяют обеспечить программу развития автодорог на 2013-2018 гг. только на 15-20%.

На прошлой неделе, на сайте Кабмина был размещен текст распоряжения №719, принятого еще 3 сентября 2012 г., которым была одобрена Концепция Государственной целевой экономической программы развития автодорог общего пользования на 2013-2018 гг. Правда не совсем ясно, почему 3 сентября Кабмин сообщил об утверждении этой программы как о своем достижении, но понадобился целый месяц, чтобы этот документ был наконец обнародован.

Сразу стоит обратить внимание, что по сравнению с первоначальным текстом проекта, обнародованным на сайте МИУ 3 июля 2012 г., итоговый документ утратил много важной конкретики и стал в два раза меньше по объему. В частности, в итоговый вариант не вошли таблицы с ожидаемыми социально-экономическими результатами, прогнозными объемами расходов и показателями ввода в эксплуатацию автодорог, объемами основных материально-технических ресурсов, необходимых для выполнения программы. Причем, если сравнивать эту программу с прошлым «пятилетним планом» (2007-2011 гг.), то объемы финансирования предполагается увеличить в четыре раза.

Итак, в принятой программе показано реально катастрофическое положение. Для самой большой, и теоретически имеющей самый высокий коэффициент транзитности страны Европы, не самым лучшим является факт того, что из 16172 мостов и путепроводов, 9,5 тыс. не соответствует современным техническим параметрам, а 702 моста требуют срочного ремонта. Не говоря уже о состоянии самих автодорог протяженностью 169,5 тыс. км.

По оценкам самого «Укравтодора», это «недостаточно эксплуатационное качество» приводит в среднем к повышению себестоимости перевозок в полтора раза, а расходы топлива увеличиваются на 30%. Из-за недостаточного финансирования, составлявшего не более трети от необходимого минимума даже в лучшие годы, проблема носит системный характер. Прошлая «пятилетка» интересна тем, что вначале, 3 августа 2005 г., Юлия Тимошенко утвердила аналогичную программу до 2010 г. стоимостью 30966 млн. грн. А 14 февраля 2007 г., уже премьер Виктор Янукович подкорректировал эту программу с новыми сроками на 2007 - 2011 гг. и уже с суммой 66824 млн. грн. В т.ч. за счет автодорожного спецфонда госбюджета - 33377 млн. грн.

В итоге было построено, реконструировано и отремонтировано 4248 км автодорог, в т.ч. за средства международных финансовых организаций 473 км. А также 5,5 тыс. погонных метров мостов, (из 318 км. - ред.).

Стоит отметить, что именно в 2010 г. Кабмин Николая Азарова стал трактовать почти все сделанное на дорогах построенным. Хотя есть разница между новым строительством, реконструкцией и капремонтом уже существующей дороги. Но раз президент поставил задачу ежегодно строить 2-2,5 тыс. км новых дорог - значит, даже средний ремонт стал считаться «строительством». И, видимо, неудачное выполнение прошлой программы вынудило правительство перейти в этой сфере от пятилетнего к шестилетнему планированию.

Таким образом, в планах на 2013 - 2018 гг. уже нет ежегодной нормы такого «строительства». За шесть лет планируется построить и реконструировать 2,2 тыс. км автодорог по «современным европейским стандартам» и выполнить ремонт 30,7 тыс. км, прежде всего на подъездах к большим городам и на дорогах с наибольшей интенсивностью движения. На сами дороги намечено направить 227150 млн. грн., а всего с учетом возврата ранее взятых кредитов (37403 млн. грн.) - 264553 млн. грн.

Наиболее оптимальным вариантом финансирования Кабмин посчитал средства госбюджета, международных финансовых организаций и кредитов под госгарантии. Самое интересное, что больше не рассматривается возможность финансирования автодорог за счет концессий.

Хотя в прошлой «пятилетке» планировалось строить на условиях концессии автодороги Львов - Краковец, Львов - Броды, Винница - Киев, Броды - Ровно, Львов – Тернополь - Винница - Умань - Кировоград - Днепропетровск, Новомосковск - Запорожье - Мелитополь – Джанкой - Симферополь, Одесса - Рени и большую кольцевую дорогу вокруг Киева. Кстати, история дороги Одесса - Рени заслуживает отдельной статьи.

С точки зрения окупаемости, только кольцевая дорога вокруг столицы может быть интересна для инвесторов. Причем, можно ограничиться, только южным полукольцом, соединив трассы Киев - Житомир, Киев - Одесса через новый мост южнее Киева в районе Украинки с трассой Киев - Харьков в районе Борисполя. В конце 2009 г. стоимость строительства этого участка, с мостом в районе Украинки, оценивалась сумму около 20 млрд. грн.

На тот момент, по информации «Укравтодора», готовность принять участие в строительстве подтвердили 14 иностранных компаний. Из них четыре были готовы не просто осваивать средства украинского бюджета, а работать на условиях концессии. Это компании Porr (Австрия), Stalexport Autostrady (Польша - Италия), Alpine BAU (Австрия), Strabag (Австрия - Германия).

Однако, с прошлого года этим объектом занимается Госинвестпроект, который уже скорректировал планы и в новом варианте это будет лишь продолжение нынешней окружной дороги от пересечения со Столичным шоссе через новый мост, затем южнее Осокорков до выхода на трассу Киев - Борисполь. Цена вопроса по версии чиновников Госинвестпроекта $1,5-2 млрд. Но будет ли пользоваться спросом эта платная дорога, пока всего в трех километрах к северу будет оставаться бесплатным для проезда Южный мост?

Да и вызывает сомнения сама способность Госинвестпроекта реализовывать подобные проекты. В частности, на примере «Воздушного экспресса», стоимость которого, с первоначально озвученной суммы около $1 млрд. снизилась в 2,5 раза, но спустя два года после того, как китайские инвесторы, якобы выделили на него деньги, строительство так и не началось.

Как видим, «Укравтодор» вообще самоустранился от такой формы работы как концессия. Хотя Кабмин намерен передавать в концессию морские порты и аэропорты. Видимо, для Украины эта форма пока неприемлема, ведь если дороги в нашей стране будут строить иностранные компании, то может оказаться, что стоимость строительства у них окажется намного ниже.

Поэтому пока вся надежда на бюджет и кредиты. Но и здесь планы на 2013 - 2018 гг. выглядят, мягко говоря, нереальными. В программе предусмотрен объем финансирования в 264553 млн. грн, из которых бюджетные средства - 242206 млн. грн. То есть, в среднем ежегодно на эту программу планируется выделить 44092 млн. грн., из которых 40368 млн. грн. из госбюджета. Однако, при существующей системе финансирования (дорожный спецфонд - акцизы на ГСМ, шины и т.п.) можно привлечь не более 10 млрд. грн. в год. Причем, за следующие шесть лет необходимо еще вернуть кредиты в сумме 37403 млн. грн. или 6233,8 млн. грн. в год. И, если надеяться на бюджет, то в нем остается, всего около 4 млрд. грн. в год или 10% от заявленных планов. Компенсировать эту разницу за счет кредитов также нереально. Сомнительно, что «Укравтодор» сможет ежегодно привлекать по $5 млрд. в год. Впрочем, есть еще один вариант решения проблемы - повысить акциз на топливо, правда для получения необходимого результата, литр бензина обойдется потребителю в сумму порядка 50 грн.

Прогнозные объемы финансирования расходов и показатели ввода в эксплуатацию автодорог общего пользования

Показатель

млн. грн

Содержание и текущий мелкий ремонт

35230

Текущий средний ремонт (с обустройством тонкослойных покрытий)

73135

Капитальный ремонт

19273

Строительство и реконструкция

96890

Проектные работы

2440

Информационное обеспечение

182

Всего расходы

227150

Открытие движения и ввод в эксплуатацию дорог, км в т.ч.:

32934

Строительство и реконструкция

2242

Капитальный ремонт

1150

Текущий средний ремонт (с обустройством тонкослойных покрытий)

29542

 



Александр Арбузов

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua