На прошлой неделе состоялась передача двух буксиров, «Барс» и «Леопард», построенных для работы в группе компаний «Транснефть» керченским судостроительным предприятием «Краншип».
После постройки «Барса» и «Леопарда», в ноябре этого года «Краншип» передаст «Транснефти» РФ еще один многофункциональный буксир. Это будет уже седьмое судно, построенное для этой российской компании в Керчи.
Буксиры строятся для работы в дальневосточном ООО «Спецморнефтепорт Козьмино», являющемся конечной точкой нефтепровода ВСТО (Восточная Сибирь - Тихий океан). Первая отгрузка нефти через терминал состоялась 28 декабря 2009 г. Объем перевалки в 2010 г. составил 15,34 млн. т. Причем все буксиры перешли из Керчи на Дальний Восток своим ходом.
Интерес заказчиков к украинским буксирам связан с их эскортными возможностями. Особенно это важно при операциях с крупнотоннажными танкерами. Суть эскорта заключается в том, что за танкером следует буксир-эскортер, с которого подан канат на корму транспортного судна. В случае необходимости такой буксир может не только способствовать быстрой остановке судна в «режиме ареста», но и в значительной мере обеспечить управление судном, рулевая машина которого вышла из строя.
Для достижения результата на буксире требуются: во-первых, наличие специальных обводов корпуса, обеспечивающих высокую остойчивость, во-вторых, эскортная лебедка, обеспечивающая в 12-15 раз большую тягу по сравнению с обычной, в третьих, необходима пропульсивная установка большой мощности с винторулевыми колонками, которые позволяют капитану буксира удерживать судно перпендикулярно направлению хода эскортируемого судна. При этом в обозначение класса судна запись «эскорт» делается классификационным обществом только после проведения натурных испытаний.
Стоит отметить, что во время таких испытаний «Леопард» показал удерживающее усилие в 102 т, что оказалось значительно выше ожидаемого результата и делает буксир по этому показателю недосягаемым для аналогичных судов.
Проекты судов разработаны отечественным конструкторским бюро «Трансшип-Дизайн». Буксиры являются современными судами с высоким уровнем автоматизации, имеют класс эскортного и спасательного судна, оборудованы носовыми эскортными лебедками производства Rolls Royce, краном с вылетом в 12 м, рабочим катером. Оба судна имеют мощную противопожарную систему, способную обеспечить тушение не только судов, но и береговых терминалов. На судах отличные жилые условия для двух сменных экипажей. В качестве пропульсивной установки используются полноповоротные винто-рулевые колонки с винтами в насадках производства Rolls Royce и двигатели Caterpillar. Судовая электростанция состоит из трех дизель-генераторов Caterpillar.
Буксир «Леопард», мощностью 5070 л.с., построен под надзором Бюро Веритас с неограниченным районом плавания, дополнительно оборудован кормовой буксировочной лебедкой. На ходовых испытаниях буксир развил тягу в 63 т на переднем ходу, и в 61 т на задний ход, что является отличным результатом для судов такой мощности. Буксир «Барс» мощностью 4000 л.с. построен под надзором Российского Регистра (РМРС), имеет высокий ледовый класс. На испытаниях показал тягу в 51 т на переднем, и 49 т на заднем ходу, что также является отличным результатом и превышает показатели судов этого класса.
В настоящее время на верфи «Краншип» идет строительство наливного судна-эколога в рамках договоренностей с той же группой «Транснефть», и двух буксиров для другого иностранного заказчика. Ведутся переговоры о строительстве серии судов по уникальным проектам.
Таким образом, в Керчи налажено производство уникальных буксиров-эскортеров. Но пока заказчиками выступают лишь иностранные компании. И сам факт того, что «Транснефть» заказывает их в Керчи с дальнейшим переходом через три океана, подтверждает высокое качество и конкурентоспособную цену даже по сравнению с соседним с Козьмино Китаем. А в украинских портах до сих пор нет ни одного подобного. В последние годы закупаются обычные, без эскортных возможностей, в Румынии или Турции.
Василий Бондарь