«Списанный» флот вместо нового корвета?

Украина и США ведут переговоры о возможной передаче американских военных кораблей. Этот вопрос обсуждался на октябрьской встрече министров обороны Украины и США, Юрия Еханурова и Роберта Гейтса.

Пресс-служба Минобороны, которая сообщила об этом, процитировала американского министра заявившего, что в рамках военно-технического сотрудничества Украины и США американским правительством теперь изучается возможность передачи военных кораблей украинскому военному флоту. «Я хочу заметить, что это сложный вопрос, требующий соответствующего принятия со стороны Конгресса. Это не дело нескольких месяцев», - отметил он. При этом он также добавил, что консультации по этому вопросу продолжаются, и их следующий раунд на уровне оборонных ведомств обеих стран состоится в городе Сан-Диего.

Поскольку тема боеспособности украинского флота в частности, и армии вообще - довольно болезненная, возможность получения в виде помощи американских военных кораблей вызвала законный интерес. Попутно выяснилось, что ни представители департамента Минобороны по закупкам, ни профильные специалисты по кораблестроению, ни даже госпосредник или его дочерние компании не причастны к процессу переговоров и проработке в целом данного вопроса. В настоящее время ситуация выглядит как «спонтанный порыв» двух министров обороны и не более того.

Однако в отсутствие какой-либо конкретной информации о самом предмете обсуждения, можно исходить из косвенных факторов. Их несколько. Во-первых, корабли, которые, возможно, передадут США через несколько лет, не будут новыми. Они, скорее всего, уже выведены из состава американского ВМФ или находятся на этом «пути». Факты бесплатной (или оплаченной) передачи списанной американской техники партнерам - давно устоявшаяся традиция. Армия Польши, например, является, наверное, наиболее крупным «эксплуатантом» старой военной техники из США в Восточной Европе.

Американский конгресс недавно одобрил передачу истребителей F-16 Пакистану; в начале года США предложили Индии бесплатно передать списанный авианосец «Китти Хок» (наверное, чтобы перебить окончательно сделку по передаче этой стране российского «Адмирала Горшкова») и т.д. В то же время, обладатель американских «подарков» не освобождается от необходимости оплачивать сервисные услуги, подготовку персонала и другие расходы, сопутствующие эксплуатации любой, в т.ч. и военной, техники. И это тоже устоявшаяся традиция.

Во-вторых, на примере уже сложившегося опыта стран Восточной Европы можно предположить, чем именно могут «осчастливить» штаты украинские Военно-морские силы. Правительство США в настоящее время содействует передаче фрегатов типа Oliver Perry (постройка 1970-х гг.). Эти корабли сейчас находятся на вооружении десятка стран, в частности, Польши, Тайваня, Турции, Греции.

Так, Польша, получив фрегаты, вынуждена была переучивать персонал, закупать ЗИПы, боекомплекты, создавать под новые (по типу) корабли базу берегового снабжения. Кстати, по пути бесплатной военной помощи или закупки старых кораблей пошли и такие страны, как Румыния и Болгария. В общем, обновление флота, введение в его состав кораблей дальней морской зоны являлось общей проблемой молодых членов НАТО. Румыния, например, закупила в Великобритании два фрегата типа Broadsword, цена контракта составила $80-90 млн. Правда, корабли закупались без ударного ракетного оружия, которое стало предметом следующего контракта.

Болгария вначале планировала реализовать собственный проект по строительству корвета Gowind совместно с французской компанией DCNS. Для этого планировалось создать СП, но в 2005-2006 гг. проект остановился, совпав с покупкой бельгийского фрегата типа Wellingen. Однако вскоре после начала эксплуатации корабля, болгарско-французский проект все-таки был продолжен.

Польша и Румыния, кстати, тоже не намерены и дальше довольствоваться «подержанными» кораблями. У каждой из этих стран есть свои долгосрочные планы по совместной с иностранными партнерами разработке новых кораблей. Как правило, проекты касаются разработки корветов.

В Украине ситуация несколько иная. Фактически, кораблей дальней морской зоны в украинском флоте нет. Пока что в международных учениях в Средиземном море задействуются флагман украинских ВМС «Гетьман Сагайдачный», большой десантный корабль «Константин Ольшанский», корветы «Луцк» и «Тернополь». Последние привлекаются в дальние походы от «безысходности» - других относительно новых кораблей в украинском флоте нет. В то же время, в 2006 г. на уровне Кабмина было принято решение о разработке нового военного корабля для ВМС Украины класса корвет. Его разработчик, Казенное предприятие «Исследовательско-проектный центр кораблестроения» (Николаев), правда, неоднократно заявлял, что проект украинского корвета совмещает задачи «чисто корвета» и фрегата, и новая техника сможет привлекаться к действию в дальней морской зоне.

Эскизный проект корабля утвержден в нынешнем году, в начале следующего года планируется завершение технического проекта и начало строительства первого корвета. Правда, основным препятствием на пути этих планов является низкий уровень оборонных затрат. Согласно утвержденным прогнозным показателям на 2010-2011 гг., финансирование армии будет колебаться на уровне 1,47-1,48% от ВВП, следовательно, роста гособоронзаказа ожидать не приходится. А при низком уровне финансирования также не приходится ожидать выполнения планов по строительству нового корабля, хотя ранее Минобороны планировало получить первый корвет уже к 2011 г.

Второй серьезной проблемой является само Минобороны, вернее, его непредсказуемая политика в области разработки и закупки новых вооружений. Судя по переговорам Ю.Еханурова, сейчас ведомство планирует решить вопрос обновления флота за счет США. Правда, полученная техника сможет прослужить от 3 до 7 лет (в зависимости от времени ее передачи). На саму процедуру только в штатах уйдет несколько лет, как справедливо отметил американский министр обороны. За это время ведомство могло бы, используя все доступные меры административного «воздействия», добиться финансирования национальной программы. Однако, судя по всему, будущее украинских кораблестроителей и проекта корабля вскоре будет пересматриваться.



Наталья Печорина

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua