Сомалийские пираты: реальный антиглобализм

Атаки пиратов на курсирующие в районе Сомали суда могут участиться, что повысит как страховые ставки, так и стоимость морских перевозок. Операторы рынка полагают, что в ближайшем будущем компаниям, возможно, придется использовать более длинные маршруты.

В первой половине 2009 г. пиратство процветало на загруженных морских путях Аденского залива и Индийского океана. Бандитам удалось захватить несколько грузовых судов и собрать десятки миллионов долларов выкупа за освобождение команд и грузов.

В июне, представители стран «Большой восьмерки» высказали «серьезную озабоченность» по поводу растущей угрозы нападений. «Риск со стороны пиратства, скорее всего, еще будет расти, прежде чем наступит какое-либо улучшение», - говорится в отчете лондонской страховой ассоциации Lloyd's.

Хотя, с начала года, в район Сомали продолжают прибывать военные корабли разных стран, особого эффекта это не дает. Причина проста: патрулирование растянуто на огромной акватории, т.к. протяженность побережья этой африканской страны самая длинная на континенте, и составляет 3060 км. Поэтому, несмотря на международные усилия, коммерческие суда практически беззащитны перед атаками, а количество нападений растет. Напомним, что ежегодно по Аденскому заливу в направлении к/от Суэцкого канала проходят около 20 тыс. судов.

Такая ситуация уже успела серьезно повлиять на страховой рынок в сфере морских перевозок. «Сейчас довольно сложно найти суда, которые пойдут через Аденский залив», - отметил один из лондонских судовых брокеров. Морские страховщики сообщили об увеличении ставки до уровня 0,05-0,175% стоимости судна за один проход по опасному маршруту, по сравнению с 0-0,05% в мае 2008 г. При этом, ставки и затраты могут значительно повыситься, в случае роста количества успешных пиратских атак, считает британский страховщик, сотрудничающий с Allianz Global Corporate & Speciality.

Стоит отметить, что в последние два месяца сезонные муссоны приостановили пиратскую активность, и сейчас наблюдается относительное затишье. Предполагается, что оно продолжится минимум до конца августа. «Для маленьких лодок действовать в таких условиях сложно. Мы ожидаем значительного снижения количества нападений в Индийском океане и Аравийском море», - заявил Поттенгал Мукундан, глава Международного морского бюро (IMB).

Согласно данным организации, последний успешный захват судна в регионе произошел 2 мая, последняя же попытка захвата случилась 19 мая. Однако, по мнению аналитиков, возможность легкой наживы подтолкнет сомалийские банды возобновить активность, как только погода улучшиться.

Крупные компании уже предпринимают соответствующие меры. Так, Maersk Line, крупнейший в мире контейнерный перевозчик (отделение датской группы A.P. Moller-Maersk), заявил о том, что еще в декабре ввел доплату за все грузовые проходы по Аденскому заливу. Это приведет к дополнительным затратам, включающим возможный риск выплаты компенсации за освобождение команды из пиратского плена.

Фрахтовые ставки за последние месяцы также повысились, так как владельцы судов пытаются компенсировать высокие затраты. «Стоимость сохранения открытости глобальных торговых маршрутов может привести к росту «пиратского налога», который будет влиять на все более широкий круг компаний и потребителей, уже и так ощутивших на себе экономическую рецессию», - говорится в отчете Lloyd's.

Аналитики всерьез обеспокоены тем, что нападения сомалийских пиратов могут нарушить перевозки потребительских товаров. Торговля сейчас очень зависима от своих все более «глобализирующихся» цепочек поставки, так что любые волнения или пиратство могут повлиять на этот жизненно важный процесс, считает глава отдела страхования и риск-менеджмента британской сети продуктовых магазинов J Sainsbury.

Эксперты Lloyd's сообщают, что по неподтвержденной информации, уже наблюдаются задержки доставки товаров из-за пиратских атак, так как Аденский залив является жизненно важным маршрутом для многих розничных операторов Великобритании. Некоторые перевозчики начинают избегать опасного района, предпочитая маршрут вокруг мыса Доброй Надежды. Это добавляет целых три недели ко времени транспортировки, что неминуемо повышает ее стоимость.

A.P. Moller-Maersk, например, открыто заявил о том, что суда компании с низким надводным бортом и скоростью перенаправляются по маршруту вокруг Африки. «Мы приветствуем усилия международного сообщества по борьбе с пиратством, которое является угрозой для важных международных маршрутов. Однако, проблема не ушла и необходимо долгосрочное решение», - заявил представитель руководства Maersk.

Тем временем Интерпол взялся за составление базы данных, содержащей информацию о подозреваемых в пиратстве, которая будет доступна во всех 187 странах-членах организации. «Без систематического сбора фотографий, отпечатков пальцев и образцов ДНК, арестованных пиратов, и их сравнения по международным каналам, просто невозможно установить их подлинную личность, также как и их связи, которые в ином случае останутся незамеченными», - заявил исполнительный директор Интерпола по оказанию поддержки национальным органам полиции Жан-Мишель Лубутен.

Сейчас, открытым вопросом для международного сообщества остается место проведения суда над арестованными пиратами. ЕС, Великобритания и США подписали ряд соглашений, позволяющих передавать подозреваемых в пиратстве для судебного следствия в Кению.

По информации Интерпола, эта страна, в которой находятся уже более 100 подозреваемых сомалийцев, согласилась отсылать в базу данных фото и отпечатки пальцев обвиняемых. В свою очередь, бюро Интерпола на Сейшельских островах уже предоставило данные по 23 арестованным.

Следует отметить, что многие страны не особо поддерживают идею проведения судов на своей территории, не желая обременять себя впоследствии сомалийскими гражданами, отбывшими срок тюремного заключения. Поэтому, сейчас ведутся разговоры об учреждении специального трибунала для пиратов, подобного Международному уголовному суду в Гааге. В то же время, есть обоснованные сомнения в том, что Кения будет способна справиться с такой затратной и сложной задачей, как проведение судов по делам пиратов. Страна все еще продолжает восстанавливаться от послевыборных беспорядков 2007 г., в ходе которых погибло более 1000 человек.

Что касается основной причины бурного развития пиратства в Сомали, то, по мнению международных экспертов, таковой является отсутствие сколько-нибудь эффективного центрального правительства, на протяжении уже почти 20 лет. Почти все государственные учреждения бездействуют, а слабое правительство, поддерживаемое ООН, занято борьбой с исламистскими группировками.



Евгений Шевчук

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua