Низкие фрахтовые ставки при высоких ценах на бункерное топливо и судовой металлолом стали главными факторами, определившими ускоренное списание балкеров на скрап в 2011 г. и в 1-ом квартале 2012 г.
В отличие от судостроительного рынка, где наметилась четко выраженная тенденция к сокращению портфеля заказов, рынок судового металлолома переживает не прекращающийся подъем. Ему способствует целый ряд факторов, среди которых: высокая цена бункерного топлива; низкая фрахтовая конъюнктура; высокий средний возраст судов; достаточно стабильный спрос на судовой металлолом со стороны металлургических комбинатов; конкуренция между верфями Индии, Бангладеш, Пакистана и Китая за получение новых заказов на разделку судов на скрап, а также выход на рынок новых игроков, например, Турции, и ряд других немаловажных факторов.
В 2011 г., на скрап поданным Allied Shipbroking, ушло рекордное количество балкеров - 566 ед., суммарным дедвейтом 25,47 млн. т, притом, что всего разделано было 928 судов общим дедвейтом 38,14 млн. т. Таким образом, по дедвейту, ушедшие на скрап балкеры составили 66,8% всего разделанного в 2011 г. торгового флота.
По количеству разделанных на скрап балкеров 2011 г. в 2,75 раза превзошел среднестатистический показатель за предыдущие 11 лет, а по их суммарному дедвейту - в 4,3 раза. Показательно, что за неполные три месяца 2012 г., дедвейт ушедших на разделку балкеров уже в 1,3 раза превзошел аналогичный среднестатистический показатель. То есть имеются все предпосылки, что в 2012 г. будет поставлен новый рекорд поставок балкеров на судовой металлолом. Таким образом, кризисная ситуация на фрахтовом рынке подстегивает судовладельцев быстрее расставаться со своими старыми судами.
Сравнительные данные о разделке балкеров на слом в 2000-2012 гг.
Годы |
Количество судов, ед. |
Дедвейт, т |
2000 |
281 |
7362791 |
2001 |
417 |
11755937 |
2002 |
270 |
8683149 |
2003 |
219 |
5732642 |
2004 |
79 |
1518916 |
2005 |
38 |
1155508 |
2006 |
117 |
2821500 |
2007 |
47 |
649749 |
2008 |
124 |
5330044 |
2009 |
407 |
12473344 |
2010 |
258 |
7399207 |
В среднем за 2000-2010 |
205 |
5898435 |
2011 |
564 |
25298888 |
2012* |
166 |
7688260 |
* - январь - середина марта 2012 г.
Источник: Allied
Сравнительные данные о разделке балкеров на скрап в 2011- 2012 гг.
Типоразмер |
Количество судов, ед. |
Дедвейт, т |
2011 |
2012* |
2011 |
2012* |
1.Минибалкеры (до 9999 т) |
85 |
15 |
508391 |
101437 |
2.«Хендисайзы» (10000-39999 т) |
291 |
82 |
6538187 |
2178319 |
3.«Хендимаксы» (40000-59999 т) |
48 |
26 |
2239479 |
1193394 |
4.«Панамаксы» (60000-79999 т) |
66 |
28 |
4481196 |
1892310 |
5.«Кейпсайзы» (свыше 80000 т) |
74 |
15 |
11533655 |
2324800 |
Всего |
564 |
166 |
25298888 |
7688260 |
* - январь - середина марта 2012 г.
Источник: Allied
По данным компании Global Marketing Systems, являющейся мировым лидером по приобретению судов для последующей разделки на металлолом, на судоразделочные верфи в Аланге (Индия), только в течение февраля 2012 г. поступило 60 судов, в то время как на верфи Бангладеш вполовину меньше. При этом, брокеры отмечают, что активизации рынка судоразделочных операций в 1-ом квартале 2012 г. способствовало возобновление с середины января работы верфей Бангладеш. Однако, здесь не обошлось без ложки дегтя, которой стало введение властями страны 5% налога, который нужно оплатить еще до начала разделки.
Активность разделки судов на скрап по регионам разделки в 2011-2012* гг.
Страна |
2011 |
2012 |
|
Кол-во судов |
Дедвейт, т |
Кол-во судов |
Дедвейт, т |
Индия |
408 |
13795231 |
121 |
5232380 |
Китай |
107 |
6471492 |
32 |
2018768 |
Бангладеш |
92 |
7857191 |
29 |
1720736 |
Пакистан |
60 |
3984860 |
21 |
2610239 |
Турция |
20 |
196756 |
7 |
104306 |
Прочие |
239 |
5667044 |
55 |
1682792 |
ВСЕГО |
926 |
37972574 |
265 |
13369221 |
* - январь - середина марта 2012 г.
Источник: Allied
Тем не менее, в связи с полноценным восстановлением работы судоразделочных верфей Бангладеш цены на разделку балкеров на индийском субконтиненте на какой-то период вернулись к отметке в $500 за ldt, правда, не надолго. К концу февраля цены на Индийском субконтиненте снизились на $20 - $50 за ldt. Это объясняется резким превышением предлагаемого к разделке тоннажа (на сегодняшний день возраст 25 лет и более имеют более 1900 балкеров суммарным дедвейтом 75,1 млн. т) над спросом со стороны судоразделочных верфей, падением курса доллара по отношению к национальным валютам, ослаблением спроса на готовую металлопродукцию, ужесточением экологических требований к верфям (увеличивающим их издержки) и некоторыми другими факторами.
Судоразделочные верфи Индии предлагали за балкера цены в районе $465 за ldt, Пакистана - $460 за ldt, Бангладеш - $450 за ldt и Китая - $429 за ldt. Данная шкала цен отражает значительное сужение разрыва между ценами на судовой металлолом на верфях индийского субконтинента и в Китае. Кроме того, достаточно конкурентоспособными выглядели цены, предлагаемые турецкими верфями в размере $340 -$350 за ldt. Несмотря на то, что разрыв с уровнем цен конкурентов достигает $80 - $130 за ldt, в силу отсутствия нужды подавать суда на Индийский субконтинент или в Китай с дорогостоящим прохождением Суэцкого канала и риском пиратских захватов, активность судоразделочных верфей Турции существенное увеличилась. Подпитку данной секции рынка главным образом дают европейские и ближневосточные коастеры дедвейтом 4000 - 8000 т.
Цены на судовой металлолом в основных регионах разделки в середине марта 2012 г.
Тип тоннажа |
Легкий вес, т |
Цена по регионам разделки, $ за ldt |
Индийский субконтинент |
Китай |
Танкеры для сырой нефти |
15000-25000 |
494,0 |
439,0 |
Танкеры-продуктовозы |
6000-10000 |
491,0 |
434,0 |
Балкеры |
7000-12000 |
461,0 |
429,0 |
Источник: Baltic Demolition Assessment (BDA)
В заключение отметим, что средний возраст ушедших на скрап балкеров в 2011 г. составлял 30,7 года против 31,5 лет в 2010 г. При этом, средний возраст разделанных на скрап балкеров «панамакс» составлял 29 лет, «хендимакс» - около 30 лет и «хендисайз» - 32 года. Примечательно, что по данным BIMCO, десять лет назад аналогичные показатели составляли 24, 24 и 28 лет соответственно.
То есть прошлый опыт свидетельствует о весьма значительных резервах для сдачи балкеров на скрап. исходя из их возраста. Это подтверждается и тем, что в течение января - февраля 2012 г. на скрап ушли 3 балкера «кейпсайз» средним возрастом 22,8 лет, в то время как за аналогичный период 2011 г. этот показатель составлял 28,5 лет. И это неудивительно, поскольку наибольшее падение фрахтовой конъюнктуры в начале 2012 г. наблюдалось именно для балкеров «кейпсайз». Кроме того, возраст и экономичность судов имеет немаловажное значение, при принятии решения о сдаче тоннажа на скрап. При нынешних супервысоких ценах на бункерное топливо суда с неэкономичными энергетическими установками имеют шанс уйти на разделку независимо от возраста.
Валерий Войниченко