Низкие фрахтовые ставки при высоких ценах на бункерное топливо и судовой металлолом стали главными факторами, определившими ускоренное списание балкеров на скрап в 2011 г. и в 1-ом квартале 2012 г. 
В отличие от судостроительного рынка, где наметилась четко выраженная тенденция к сокращению портфеля заказов, рынок судового металлолома переживает не прекращающийся подъем. Ему способствует целый ряд факторов, среди которых: высокая цена бункерного топлива; низкая фрахтовая конъюнктура; высокий средний возраст судов; достаточно стабильный спрос на судовой металлолом со стороны металлургических комбинатов; конкуренция между верфями Индии, Бангладеш, Пакистана и Китая за получение новых заказов на разделку судов на скрап, а также выход на рынок новых игроков, например, Турции, и ряд других немаловажных факторов. 
В 2011 г., на скрап поданным Allied Shipbroking, ушло рекордное количество балкеров - 566 ед., суммарным дедвейтом 25,47 млн. т, притом, что всего разделано было 928 судов общим дедвейтом 38,14 млн. т. Таким образом, по дедвейту, ушедшие на скрап балкеры составили 66,8% всего разделанного в 2011 г. торгового флота.
По количеству разделанных на скрап балкеров 2011 г. в 2,75 раза превзошел среднестатистический показатель за предыдущие 11 лет, а по их суммарному дедвейту - в 4,3 раза. Показательно, что за неполные три месяца 2012 г., дедвейт ушедших на разделку балкеров уже в 1,3 раза превзошел аналогичный среднестатистический показатель. То есть имеются все предпосылки, что в 2012 г. будет поставлен новый рекорд поставок балкеров на судовой металлолом. Таким образом, кризисная ситуация на фрахтовом рынке подстегивает судовладельцев быстрее расставаться со своими старыми судами.
Сравнительные данные о разделке балкеров на слом в 2000-2012 гг.
| Годы | Количество судов, ед. | Дедвейт, т | 
| 2000 | 281 | 7362791 | 
| 2001 | 417 | 11755937 | 
| 2002 | 270 | 8683149 | 
| 2003 | 219 | 5732642 | 
| 2004 | 79 | 1518916 | 
| 2005 | 38 | 1155508 | 
| 2006 | 117 | 2821500 | 
| 2007 | 47 | 649749 | 
| 2008 | 124 | 5330044 | 
| 2009 | 407 | 12473344 | 
| 2010 | 258 | 7399207 | 
| В среднем за 2000-2010 | 205 | 5898435 | 
| 2011 | 564 | 25298888 | 
| 2012* | 166 | 7688260 | 
* - январь - середина марта 2012 г.
Источник: Allied
Сравнительные данные о разделке балкеров на скрап в 2011- 2012 гг.
| Типоразмер | Количество судов, ед. | Дедвейт, т | 
| 2011 | 2012* | 2011 | 2012* | 
| 1.Минибалкеры (до 9999 т) | 85 | 15 | 508391 | 101437 | 
| 2.«Хендисайзы» (10000-39999 т) | 291 | 82 | 6538187 | 2178319 | 
| 3.«Хендимаксы» (40000-59999 т) | 48 | 26 | 2239479 | 1193394 | 
| 4.«Панамаксы» (60000-79999 т) | 66 | 28 | 4481196 | 1892310 | 
| 5.«Кейпсайзы» (свыше 80000 т) | 74 | 15 | 11533655 | 2324800 | 
| Всего | 564 | 166 | 25298888 | 7688260 | 
* - январь - середина марта 2012 г.
Источник: Allied
По данным компании Global Marketing Systems, являющейся мировым лидером по приобретению судов для последующей разделки на металлолом, на судоразделочные верфи в Аланге (Индия), только в течение февраля 2012 г. поступило 60 судов, в то время как на верфи Бангладеш вполовину меньше. При этом, брокеры отмечают, что активизации рынка судоразделочных операций в 1-ом квартале 2012 г. способствовало возобновление с середины января работы верфей Бангладеш. Однако, здесь не обошлось без ложки дегтя, которой стало введение властями страны 5% налога, который нужно оплатить еще до начала разделки.
Активность разделки судов на скрап по регионам разделки в 2011-2012* гг.
| Страна | 2011 | 2012 | 
|  | Кол-во судов | Дедвейт, т | Кол-во судов | Дедвейт, т | 
| Индия | 408 | 13795231 | 121 | 5232380 | 
| Китай | 107 | 6471492 | 32 | 2018768 | 
| Бангладеш | 92 | 7857191 | 29 | 1720736 | 
| Пакистан | 60 | 3984860 | 21 | 2610239 | 
| Турция | 20 | 196756 | 7 | 104306 | 
| Прочие | 239 | 5667044 | 55 | 1682792 | 
| ВСЕГО | 926 | 37972574 | 265 | 13369221 | 
* - январь - середина марта 2012 г.
Источник: Allied
Тем не менее, в связи с полноценным восстановлением работы судоразделочных верфей Бангладеш цены на разделку балкеров на индийском субконтиненте на какой-то период вернулись к отметке в $500 за ldt, правда, не надолго. К концу февраля цены на Индийском субконтиненте снизились на $20 - $50 за ldt. Это объясняется резким превышением предлагаемого к разделке тоннажа (на сегодняшний день возраст 25 лет и более имеют более 1900 балкеров суммарным дедвейтом 75,1 млн. т) над спросом со стороны судоразделочных верфей, падением курса доллара по отношению к национальным валютам, ослаблением спроса на готовую металлопродукцию, ужесточением экологических требований к верфям (увеличивающим их издержки) и некоторыми другими факторами.
Судоразделочные верфи Индии предлагали за балкера цены в районе $465 за ldt, Пакистана - $460 за ldt, Бангладеш - $450 за ldt и Китая - $429 за ldt. Данная шкала цен отражает значительное сужение разрыва между ценами на судовой металлолом на верфях индийского субконтинента и в Китае. Кроме того, достаточно конкурентоспособными выглядели цены, предлагаемые турецкими верфями в размере $340 -$350 за ldt. Несмотря на то, что разрыв с уровнем цен конкурентов достигает $80 - $130 за ldt, в силу отсутствия нужды подавать суда на Индийский субконтинент или в Китай с дорогостоящим прохождением Суэцкого канала и риском пиратских захватов, активность судоразделочных верфей Турции существенное увеличилась. Подпитку данной секции рынка главным образом дают европейские и ближневосточные коастеры дедвейтом 4000 - 8000 т.
Цены на судовой металлолом в основных регионах разделки в середине марта 2012 г.
| Тип тоннажа | Легкий вес, т | Цена по регионам разделки, $ за ldt | 
| Индийский субконтинент | Китай | 
| Танкеры для сырой нефти | 15000-25000 | 494,0 | 439,0 | 
| Танкеры-продуктовозы | 6000-10000 | 491,0 | 434,0 | 
| Балкеры | 7000-12000 | 461,0 | 429,0 | 
Источник: Baltic Demolition Assessment (BDA)
В заключение отметим, что средний возраст ушедших на скрап балкеров в 2011 г. составлял 30,7 года против 31,5 лет в 2010 г. При этом, средний возраст разделанных на скрап балкеров «панамакс» составлял 29 лет, «хендимакс» - около 30 лет и «хендисайз» - 32 года. Примечательно, что по данным BIMCO, десять лет назад аналогичные показатели составляли 24, 24 и 28 лет соответственно.
То есть прошлый опыт свидетельствует о весьма значительных резервах для сдачи балкеров на скрап. исходя из их возраста. Это подтверждается и тем, что в течение января - февраля 2012 г. на скрап ушли 3 балкера «кейпсайз» средним возрастом 22,8 лет, в то время как за аналогичный период 2011 г. этот показатель составлял 28,5 лет. И это неудивительно, поскольку наибольшее падение фрахтовой конъюнктуры в начале 2012 г. наблюдалось именно для балкеров «кейпсайз». Кроме того, возраст и экономичность судов имеет немаловажное значение, при принятии решения о сдаче тоннажа на скрап. При нынешних супервысоких ценах на бункерное топливо суда с неэкономичными энергетическими установками имеют шанс уйти на разделку независимо от возраста.
Валерий Войниченко