Рынок судового металлолома - к новым рекордам

Низкие фрахтовые ставки при высоких ценах на бункерное топливо и судовой металлолом стали главными факторами, определившими ускоренное списание балкеров на скрап в 2011 г. и в 1-ом квартале 2012 г.

В отличие от судостроительного рынка, где наметилась четко выраженная тенденция к сокращению портфеля заказов, рынок судового металлолома переживает не прекращающийся подъем. Ему способствует целый ряд факторов, среди которых: высокая цена бункерного топлива; низкая фрахтовая конъюнктура; высокий средний возраст судов; достаточно стабильный спрос на судовой металлолом со стороны металлургических комбинатов; конкуренция между верфями Индии, Бангладеш, Пакистана и Китая за получение новых заказов на разделку судов на скрап, а также выход на рынок новых игроков, например, Турции, и ряд других немаловажных факторов.

В 2011 г., на скрап поданным Allied Shipbroking, ушло рекордное количество балкеров - 566 ед., суммарным дедвейтом 25,47 млн. т, притом, что всего разделано было 928 судов общим дедвейтом 38,14 млн. т. Таким образом, по дедвейту, ушедшие на скрап балкеры составили 66,8% всего разделанного в 2011 г. торгового флота.

По количеству разделанных на скрап балкеров 2011 г. в 2,75 раза превзошел среднестатистический показатель за предыдущие 11 лет, а по их суммарному дедвейту - в 4,3 раза. Показательно, что за неполные три месяца 2012 г., дедвейт ушедших на разделку балкеров уже в 1,3 раза превзошел аналогичный среднестатистический показатель. То есть имеются все предпосылки, что в 2012 г. будет поставлен новый рекорд поставок балкеров на судовой металлолом. Таким образом, кризисная ситуация на фрахтовом рынке подстегивает судовладельцев быстрее расставаться со своими старыми судами.

Сравнительные данные о разделке балкеров на слом в 2000-2012 гг.

Годы

Количество судов, ед.

Дедвейт, т

2000

281

7362791

2001

417

11755937

2002

270

8683149

2003

219

5732642

2004

79

1518916

2005

38

1155508

2006

117

2821500

2007

47

649749

2008

124

5330044

2009

407

12473344

2010

258

7399207

В среднем за 2000-2010

205

5898435

2011

564

25298888

2012*

166

7688260

* - январь - середина марта 2012 г.

Источник: Allied

Сравнительные данные о разделке балкеров на скрап в 2011- 2012 гг.

Типоразмер

Количество судов, ед.

Дедвейт, т

2011

2012*

2011

2012*

1.Минибалкеры (до 9999 т)

85

15

508391

101437

2.«Хендисайзы» (10000-39999 т)

291

82

6538187

2178319

3.«Хендимаксы» (40000-59999 т)

48

26

2239479

1193394

4.«Панамаксы» (60000-79999 т)

66

28

4481196

1892310

5.«Кейпсайзы» (свыше 80000 т)

74

15

11533655

2324800

Всего

564

166

25298888

7688260

* - январь - середина марта 2012 г.

Источник: Allied

По данным компании Global Marketing Systems, являющейся мировым лидером по приобретению судов для последующей разделки на металлолом, на судоразделочные верфи в Аланге (Индия), только в течение февраля 2012 г. поступило 60 судов, в то время как на верфи Бангладеш вполовину меньше. При этом, брокеры отмечают, что активизации рынка судоразделочных операций в 1-ом квартале 2012 г. способствовало возобновление с середины января работы верфей Бангладеш. Однако, здесь не обошлось без ложки дегтя, которой стало введение властями страны 5% налога, который нужно оплатить еще до начала разделки.

Активность разделки судов на скрап по регионам разделки в 2011-2012* гг.

Страна

2011

2012

 

Кол-во судов

Дедвейт, т

Кол-во судов

Дедвейт, т

Индия

408

13795231

121

5232380

Китай

107

6471492

32

2018768

Бангладеш

92

7857191

29

1720736

Пакистан

60

3984860

21

2610239

Турция

20

196756

7

104306

Прочие

239

5667044

55

1682792

ВСЕГО

926

37972574

265

13369221

* - январь - середина марта 2012 г.

Источник: Allied

Тем не менее, в связи с полноценным восстановлением работы судоразделочных верфей Бангладеш цены на разделку балкеров на индийском субконтиненте на какой-то период вернулись к отметке в $500 за ldt, правда, не надолго. К концу февраля цены на Индийском субконтиненте снизились на $20 - $50 за ldt. Это объясняется резким превышением предлагаемого к разделке тоннажа (на сегодняшний день возраст 25 лет и более имеют более 1900 балкеров суммарным дедвейтом 75,1 млн. т) над спросом со стороны судоразделочных верфей, падением курса доллара по отношению к национальным валютам, ослаблением спроса на готовую металлопродукцию, ужесточением экологических требований к верфям (увеличивающим их издержки) и некоторыми другими факторами.

Судоразделочные верфи Индии предлагали за балкера цены в районе $465 за ldt, Пакистана - $460 за ldt, Бангладеш - $450 за ldt и Китая - $429 за ldt. Данная шкала цен отражает значительное сужение разрыва между ценами на судовой металлолом на верфях индийского субконтинента и в Китае. Кроме того, достаточно конкурентоспособными выглядели цены, предлагаемые турецкими верфями в размере $340 -$350 за ldt. Несмотря на то, что разрыв с уровнем цен конкурентов достигает $80 - $130 за ldt, в силу отсутствия нужды подавать суда на Индийский субконтинент или в Китай с дорогостоящим прохождением Суэцкого канала и риском пиратских захватов, активность судоразделочных верфей Турции существенное увеличилась. Подпитку данной секции рынка главным образом дают европейские и ближневосточные коастеры дедвейтом 4000 - 8000 т.

Цены на судовой металлолом в основных регионах разделки в середине марта 2012 г.

Тип тоннажа

Легкий вес, т

Цена по регионам разделки, $ за ldt

Индийский субконтинент

Китай

Танкеры для сырой нефти

15000-25000

494,0

439,0

Танкеры-продуктовозы

6000-10000

491,0

434,0

Балкеры

7000-12000

461,0

429,0

Источник: Baltic Demolition Assessment (BDA)

В заключение отметим, что средний возраст ушедших на скрап балкеров в 2011 г. составлял 30,7 года против 31,5 лет в 2010 г. При этом, средний возраст разделанных на скрап балкеров «панамакс» составлял 29 лет, «хендимакс» - около 30 лет и «хендисайз» - 32 года. Примечательно, что по данным BIMCO, десять лет назад аналогичные показатели составляли 24, 24 и 28 лет соответственно.

То есть прошлый опыт свидетельствует о весьма значительных резервах для сдачи балкеров на скрап. исходя из их возраста. Это подтверждается и тем, что в течение января - февраля 2012 г. на скрап ушли 3 балкера «кейпсайз» средним возрастом 22,8 лет, в то время как за аналогичный период 2011 г. этот показатель составлял 28,5 лет. И это неудивительно, поскольку наибольшее падение фрахтовой конъюнктуры в начале 2012 г. наблюдалось именно для балкеров «кейпсайз». Кроме того, возраст и экономичность судов имеет немаловажное значение, при принятии решения о сдаче тоннажа на скрап. При нынешних супервысоких ценах на бункерное топливо суда с неэкономичными энергетическими установками имеют шанс уйти на разделку независимо от возраста.



Валерий Войниченко

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua