Рынок контейнерного тоннажа: в ожидании роста объемов мировой торговли

В течение сентября - первой половины октября 2012 г. тайм-чартерные ставки на контейнерный тоннаж по-прежнему находились под давлением неблагоприятных факторов, главным из которых было избыточное предложение флота.

Как результат, ставки в рассматриваемом периоде, были немного ниже или, в лучшем случае, фиксировались на уровне ранее заключенных сделок. И это несмотря на то, что активность отфрахтования контейнеровозов в тайм-чартер остается относительно высокой.

Динамика Braemar Container Index в октябре 2012 г.

Контейнеровместимость тоннажа, TEU

Наличие грузовых средств

Контейнерный индекс

03.09.12

24.09.12

07.10.12

22.10.12

510

GL

3.61

3.61

3.61

3.61

700

GL

4.00

4.00

4.00

4.00

750

G

4.71

4.71

4.71

4.71

1000

G

5.10

5.05

5.00

5.00

1100

G

6.11

6.00

5.94

5.94

1350

G

4.29

4.19

4.19

4.19

1600

GL

5.19

5.19

5.19

5.19

1700

G

4.80

4.73

4.69

4.69

1750

G

4.95

4.88

4.84

4.84

2000

G

1.94

1.93

1.91

1.87

2500

G

3.58

3.41

3.41

3.28

2800

GL

3.15

3.02

3.02

2.93

3500

GL

2.39

2.34

2.31

2.31

4500

GL

2.29

2.14

2.08

2.08

Итого

 

56.11

55.18

54.90

54.65

G - с грузовыми средствами GL - без грузовых средств

Источник: Braemar Container Shipping&Chartering Ltd.

По сравнению с началом сентября 2012 г., в третьей декаде октября контейнерный индекс Braemar Seascope снизился на 1,46 пункта или 2,6%, при этом, снижение не затронуло фидерный тоннаж вместимостью 510-750 TEU и контейнеровозов вместимостью 1,6 тыс. TEU. Здесь, следует отметить, что на протяжении первых двух недель октября индекс Braemar Seascope оставался на одном и том же уровне. Небольшой понижательный тренд в рассматриваемом периоде показывали и другие представительные контейнерные индексы, в т.ч. лондонский Hove Robinson Containership Index и индекс гамбургских брокеров ConTex. Последний, в рассматриваемом периоде, снизился на 12 пунктов или 3,1%.

Динамика контейнерных тайм-чартерных ставок в сентябре - октябре 2012 г. по оценкам гамбургских брокеров ConTex ($/сут.)

Контейнеровместимость, TEU

04.09.12

18.09.12

04.10.12

23.10.12

1100

5419

5416

5455

5457

1700

6396

6373

6397

6347

2500

9344

9171

9089

8973

2700

9397

9223

9132

8976

3500

10487

10285

10154

9931

4250

14677

14394

14306

13981

Индекс ConTex

381

376

374

369

Источник: Fairplay

По оценкам грузоотправителей, приемлемый для всех сторон уровень ставок в направлении Азия - Европа составляет порядка 1200-1350 $/TEU. Но, уже во второй половине сентября, впервые с конца февраля 2012 г., ставки опустились ниже данного уровня. В конце второй декады октября Шанхайский контейнерный фрахтовых индекс (SCFI) в направлении Азия - Северная Европа опустился до 1074 $/TEU, а в направлении Азия - Средиземное море - до 1076 $/TEU. То есть, за последние полтора месяца ставки на европейском и средиземноморском направлениях снизились на 18,9% и 21,5% соответственно. А по сравнению с концом июня ставки в направлении Шанхай - Средиземное море снизился на 38,3% или более чем на треть. И это неудивительно, поскольку утилизация контейнерной вместимости на сервисах, соединяющих Азию с Северной Европой, уменьшилась до 75%, а со Средиземным морем - вообще до 70%.

В отличие от европейских направлений, утилизация контейнерной вместимости в направлении Азия - Западное побережье США составляет 90-95%. Соответственно, уровень ставок здесь сохраняется последний месяц в пределах 2500-2700 $/FEU. Хотя и здесь, по сравнению с концом сентября, ставки снизились на 220 $/FEU или 8,1%. В направлении Азия - Восточное побережье США, где утилизация контейнерной вместимости составляет около 85%, уровень ставок снизился до 3454 $/FEU, что на 223 $/FEU или 6,1% ниже, чем в конце сентября 2012 г.

Однако, несмотря на снижение ставок в направлении Азия - Европа, они остаются все еще достаточно прибыльными для крупнотоннажных экономичных контейнеровозов, имеющих пониженный расход топлива. Тем не менее, большинство контейнерных линий планирует с начала ноября 2012 г. повысить ставки на маршрутах, соединяющих Азию с Европой, сразу на 500-525 $/TEU.

Transpacific Stabilisation Agreement рекомендовано повысить ставки на 800 $/FEU в направлении Азия - Западное побережье США и на 1000 $/FEU - на Восточное побережье США. Однако, даже сами контейнерные операторы, в частности руководство компании K-Line не верят, удастся ли вообще, а если и удастся - то, в каком объеме, повысить действующие ставки.

Положительным фактором, способным в перспективе улучить баланс между спросом и предложением на рынке контейнерного тоннажа, является уменьшение заказов на новые контейнеровозы. Но помимо этого необходимо, что бы действующему флоту было что возить, т.е. необходим соответствующий рост мировой торговли.

Пока что прогнозы, относящиеся к объемам роста мировой торговли, не особо вдохновляют игроков рынка контейнерных перевозок. По данным ВТО, оборот мировой торговли товарами и услугами в 2012 г. вырастет лишь на 2,5% против 5% в прошлом, и почти 14% в 2010 г. Рост объемов мировой торговли на 2013 г. ожидается на уровне 4,5%. По данным Drewry Maritime Research, объем контейнерных перевозок в направлении Азия - Северная Европа в 2012 г. сократится на 1%, а в направлении Азия - Средиземное море - на 10,5%.

На этом фоне более благоприятно выглядит прогноз роста объемов контейнерных перевозок рефрижераторных грузов, который по данным Transport Management Consultant в этом и следующем году составит по 7%.

За последние три месяца на 17,3 - 30,5% снизились основные индексы, рассчитываемые International Shipping Institute (Шанхай) и характеризующие текущее состояние судоходной и портовой отраслей Китая.

Индексы

2-ой кв. 2012 г.

3-й кв. 2012 г.

Изменение, пункты (+)(-)

Chinese shipping industry prosperity index

94,54

78,17

-16,37

Chinese shipping confidence index

63,42

44,05

-19,37

Chinese port enterprises prosperity index

118,14

97,42

-20,72

Что касается прогнозов на ближайшее время, брокеры ожидают дальнейшего снижения ставок на контейнерные перевозки на направлениях, соединяющих Азию с Европой. Так, во фьючерсных контрактах, заключенных на перевозку контейнеров в направлении Азия - Европа, на 4-й квартал с.г. фигурируют ставки на уровне 900 - 1000 $/TEU. На первый квартал 2013 г. фьючерсы заключаются на уровне 950-1150 $/TEU и на 2-ой квартал 2013 г. - 1150-1250 $/TEU.



Валерий Войниченко

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua