Падение фрахтовой конъюнктуры рынка контейнерного тоннажа, ставшее лейтмотивом минувшего года, продолжается и в начале 2012 г.
Контейнерные индексы и тайм - чартерные ставки
О таком положение красноречиво свидетельствует динамика Braemar Container Index, показывающая, что за последние два месяца индекс снизился на 4,3 пункта или на 10,5%. По сравнению с концом февраля 2011 г. Braemar Container Index снизился более, чем на 40%. Наблюдающееся в первые месяцы 2012 г. снижение тайм-чартерных ставок затронуло все принимаемые в расчет при определении индекса категории тоннажа за исключением контейнеровозов вместимостью 4500 TEU.
Динамика Braemar Container Index в конце 2011 г. - начале 2012 г.
Контейнеро-вместимость тоннажа, TEU |
Наличие грузовых средств |
Контейнерный индекс |
20.12.11 |
02.01.12 |
23.01.12 |
20.02.12 |
510 |
GL |
3.89 |
3.89 |
3.89 |
3.61 |
700 |
GL |
4.50 |
4.40 |
4.25 |
4.05 |
750 |
G |
4.82 |
4.71 |
4.55 |
4.39 |
1000 |
G |
4.75 |
4.65 |
4.60 |
4.60 |
1100 |
G |
5.83 |
5.72 |
5.67 |
5.67 |
1350 |
G |
4.78 |
4.62 |
4.62 |
4.12 |
1600 |
GL |
6.05 |
5.84 |
5.49 |
5.15 |
1700 |
G |
5.48 |
5.29 |
4.92 |
4.61 |
1750 |
G |
5.67 |
5.48 |
5.11 |
4.73 |
2000 |
G |
2.24 |
2.19 |
2.07 |
1.97 |
2500 |
G |
4.06 |
3.89 |
3.65 |
3.50 |
2800 |
GL |
3.76 |
3.60 |
3.49 |
3.26 |
3500 |
GL |
2.51 |
2.51 |
2.50 |
2.39 |
4500 |
GL |
1.71 |
1.71 |
1.88 |
1.72 |
Итого |
|
60.07 |
58.51 |
56.67 |
53.77 |
G - с грузовыми средствами
GL - без грузовых средств
Источник: Braemar Container Shipping & Chartering Ltd.
Индекс ConTex снизился с 410 пунктов, в начале второй декады декабря 2011 г., до 385 пунктов по прошествии двух месяцев, показав падение на 25 пунктов или 6,1%. По сравнению с октябрем 2007 г., когда индекс ConTex впервые был установлен (на уровне 1000 пунктов), падение составило более двух с половиной раз, что лишний раз свидетельствует о глубине спада контейнерного рынка за последние годы.
Динамика контейнерных тайм-чартерных ставок по оценкам гамбургских брокеров ConTex USD/сут.
Контейнеро-вместимость, TEU |
20.12.11 |
03.01.12 |
26.01.12 |
21.02.12 |
1100 |
5540 |
5446 |
5362 |
5302 |
1700 |
7237 |
7047 |
6744 |
6471 |
2500 |
10485 |
10333 |
10060 |
9802 |
2700 |
10814 |
10740 |
10481 |
10204 |
3500 |
11442 |
11369 |
11050 |
10734 |
4250 |
12974 |
12967 |
12704 |
12627 |
Индекс ConTex |
410 |
405 |
394 |
385 |
Источник: Fairplay
Положительным моментом рассматриваемого периода явилась достаточно высокая активность отфрахтовок, в первую очередь экономичных контейнеровозов с низким расходом бункерного топлива. В Атлантике и средиземноморском бассейне повышенным спросом пользовались суда вместимостью 1,7 тыс. TEU и 2,5-2,8 тыс.TEU. И это притом, что разница в ставках между контейнеровозами вместимостью 2,5 тыс. TEU и судов класса «пост-панамакс» вместимостью 3,5 тыс.TEU не превышала $1 тыс./сут.
Возможно, что повышенная активность отфрахтовок для тоннажа вместимостью 1,7 тыс. и 2,5-2,8 тыс. TEU отражает стремление линейных перевозчиков застолбить на низком рынке тоннаж для фидерных перевозок в Средиземноморском регионе, где по прогнозам AXS Alphaliner ожидается 25% роста объемов контейнерных перевозок.
С учетом того, что действующий уже достаточно длительный период низкий уровень тайм-чартерных ставок, не покрывающий даже операционных издержек, привел к тому, что у владельцев старых контейнеровозов не остается иного выхода как отправить их на скрап.
Корректировка тарифов для линейных перевозок
Спотовые ставки в направлении Азия - Северная Европа в середине декабря прошлого года опустились до рекордно низкого уровня в $490 за TEU. В преддверии китайского Нового года они поднялись практически на 50%, оставаясь при этом на 56% ниже, чем годом ранее. Но, в феврале ставки вновь начали падать, опустившись по состоянию на конец второй декады февраля до $711 за TEU. Предновогодний всплеск роста ставок коснулся не только направления Азия - Европа, но и Азия - США, где ставки поднялись до $1825 за FEU на порты Западного, и на $2961 за FEU - Восточного побережья.
Но линейные операторы больше не намерены мириться с таким положением. Уже с 1 марта с.г. ведущие линии объявили о почти двукратном увеличении ставок в направлении Азия - Европа.
Объявленные размеры повышения ставок некоторыми контейнерными операторами/судовладельцами по состоянию на начало 2012 г.
Контейнерный оператор/ судовладелец |
Направление перевозок |
База повышения |
Размер повышения, $ |
Дата повышения |
за TEU |
за FEU |
MAERSK LINE |
Д. Восток - Сев. Европа |
PSS |
200 |
400 |
26.12.11 |
Сев. Европа - Д. Восток |
GRI |
100 |
н.д. |
01.02.12 |
Д. Восток - Европа |
GRI |
775 |
н.д. |
01.03.12 |
Д. Восток - Юж. Америка (Центр. Америка) |
GRI |
560 |
800 |
01.01.12 |
Mediterranean Shipping Company (MSC) |
Сев. Европа - Бл. Восток |
GRI |
100 |
150 |
10.02.12 |
Сев. Европа - Бл. Восток |
GRI |
50 |
75 |
15.02.12 |
Европа - Бл. Восток/Д. Восток |
GRI |
100 |
200 |
01.03.12 |
Вост. поб. США - Д. Восток |
GRI |
100 |
150 |
01.03.12 |
Индийский субконтинент - Европа |
RRI |
200 |
н.д. |
01.04.12 |
CMA CGM |
Все направления |
RRI |
320 |
400 |
01.02.12 |
Индия - Сев. Европа/Сред. море/ Черн. море |
GRI |
200 |
400 |
01.03.12 |
Сев. Европа - Вост. поб. Юж. Америки |
GRI |
€200 |
н.д. |
01.03.12 |
Сев. Европа - Бл. Восток/Кр. море |
GRI |
100 |
н.д. |
01.03.12 |
Балтия/РФ - Д. Восток/ Бл. Восток/ Кр. море |
GRI |
100 |
н.д. |
01.03.12 |
Сред. море/Адриатика - Д. Восток |
GRI |
100 |
н.д. |
01.03.12 |
Зап. Ср. море/Адриатика - Бл. Восток |
GRI |
50 |
н.д. |
01.03.12 |
Вост. поб. Юж. Америки - Сев. Европа/Сред. море |
GRI |
250 |
450 |
01.04.12 |
Transpacific Stabilization Agreement (15 компаний) |
Д. Восток - США |
RRI |
н.д. |
300 |
01.03.12 |
Д. Восток - Зап. поб. США |
RRI |
н.д. |
500 |
01.05.12 |
Остальные направления |
RRI |
н.д. |
700 |
01.05.12 |
Hapag Lloyd |
Д. Восток - Сев. Европа/Сред. море |
PSS |
200 |
н.д. |
28.12.11 |
Д. Восток (без Японии) - Сев. Европа |
GRI |
750 |
н.д. |
01.03.12 |
Д. Восток (без Японии) - Сред. море |
GRI |
750 |
н.д. |
01.03.12 |
Сред. море - Д. Восток |
GRI |
100 |
н.д. |
01.03.12 |
Сред. море - Бл. Восток/ Кр. море |
GRI |
100 |
н.д. |
01.03.12 |
OOCL |
Д. Восток (без Японии) - Сев. Европа/ Сред. море/ Черн. море |
GRI |
800 |
н.д. |
01.03.12 |
Д. Восток - Австралия |
GRI |
300 |
н.д. |
15.03.12 |
ZIM LINE |
Индия - Сев. Европа/ Сред. море |
GRI |
200 |
н.д. |
01.02.12 |
APL |
Д. Восток - Сев. Европа/Сред. море |
PSS |
200 |
н.д. |
28.12.11 |
Индия - Сев. Европа/Сред. море |
RRI |
100 |
200 |
01.02.12 |
Индия - Сред. море |
GRI |
50 |
100 |
01.02.12 |
UASC |
Д. Восток - Сев. Европа/Сред. море |
PSS |
200 |
н.д. |
28.12.11 |
SCI |
Индийский субконтинент - Сев. Европа/ Сред. море/ Черн. море |
GRI |
200 |
н.д. |
30.01.12 |
Container-Ships |
С.-Петербург - Англия/ Континент/ Испания |
BAF |
€187 |
€374 |
01.02.12 |
С.-Петербург - Рига/Клайпеда/ Содерт. |
BAF |
€132 |
€264 |
01.02.12 |
Хельсинки - С.-Петербург |
BAF |
€51 |
€102 |
01.02.12 |
Орхус - С.-Петербург |
BAF |
€187 |
€374 |
01.02.12 |
GRI - General Rate Increasing
RRI - Rates Restoration Initiative
PSS - Peak Season Surcharge
BAF - Bunker Adjustment Factor
По мнению руководства по глобальной логистике компании Electrolux, когда ставки на контейнерные перевозки пойдут вверх, крупным международным грузовладельцам имеет смысл скооперироваться и резервировать слоты на судах централизованно, получая значительные скидки.
Модернизация сервисов
Конец 2011 - начало 2012 гг. ознаменовались такими кардинальными событиями, как консолидация рынка путем объединения сервисов. Так, шесть контейнерных линий, работающих на направлении Дальний Восток - Европа, образовали новый суперальянс, получивший название G6. В него вошли перевозчики, входящие в альянсы New World Alliance (APL, Hyundai Merchant Marine и MOL) и Grand Alliance (Hapag-Lloyd, NYK и OOCL). В распоряжении G6 будет находиться 90 судов (напомним, что в схеме Daily Maersk занято 70 контейнеровозов), работающих на 9 сервисах, связывающих более 40 портов Азии, Европы и Средиземноморья.
Соглашение о партнерстве на направлениях Азия - Европа и Азия - Средиземноморье заключили CKYH Alliance (входят COSCO, «K» Line, Yang Ming, Hanjin Shipping) и Evergreen. Совместная работа начнется во втором квартале 2012 г. В сумме, у линий-участников соглашения будет задействовано 8 сервисов между портами Азии и Северной Европы, и 4 сервиса между портами Азии и Средиземного моря.
Компания Maersk Line расширяет орбиту Daily Maersk, подключив к схеме новые порты - Зебрюгге, Гамбург и Гавр. Кроме того, Maersk Line намерена сократить на 9% флот, занятый на перевозках Азия - Европа.
Судоходная компания OOCL объявила о начале совместной работы с CMA CGM на сервисе ANZEX, который соединяет Азию и Новую Зеландию. Помимо этого компания CMA CGM заключила новое трехстороннее соглашение с компаниями CSCL и UASC, распространяющееся на перевозки между портами Азии и Ближнего Востока и предусматривающее с февраля 2012 г. постановку более крупного тоннажа вместимостью 12,5 – 14,4 тыс. TEU.
Ряд аналитиков считает, что формирование новых суперальянсов, таких как G6, CMA CGM и MSC, SKYH и Evergreen, только усилит конкуренцию и приведет к новым фрахтовым войнам на контейнерном рынке. Суть проблемы состоит в том, что новые альянсы не устраняют избыточного предложения существующего тоннажа. Поэтому главной причиной низкого тона контейнерного рынка по-прежнему остается превышение предложения тоннажа над спросом на перевозки, препятствующее восстановлению уровня тайм - чартерных ставок и росту тарифов на линейные перевозки.
Прогноз дальнейшего развития контейнерного рынка
Учитывая кризисное состояние Еврозоны, аналитики из Hackett Associates и немецкого института Экономики судоходства и логистики считают, что даже нулевой прирост контейнеропотоков на Северную Европу в 2012 г. является оптимистичным сценарием. Январь 2012 г. пока что подтверждает этот прогноз, но следует отметить, что январские цифры не показательны в связи с более, чем недельными каникулами в большинстве азиатских стран по случаю Нового года по лунному календарю.
Многолетняя статистика, которой оперирует Braemar Containers, свидетельствует о том, что, за исключением кризисного 2009 г., в период февраля-апреля на тайм-чартерном рынке всегда наблюдалось сезонное повышение ставок. Пока что февраль 2012 г. в эту статистику не вписывается. В этой связи аналитики итальянского банка Banchero Costa считают, что улучшение ситуации может наступить не ранее марта 2012 г.
По мнению аналитиков Konig&Cie, в 2012 г. контейнерный рынок ждут серьезные изменения и потрясения. В направлении Восток-Запад будут доминировать мегаконтейнеровозы вместимостью 13-18 тыс. TEU, поддерживаемые фидерными судами вместимостью 1,7-3,5 тыс. TEU. Большой проблемой может стать поиск свободных фидерных контейнеровозов вместимостью до 2,7 тыс. TEU, поскольку их очень мало заказывается. А вот контейнеровозы класса «postpanamax» вместимостью 5,5 тыс. TEU в связи с расширением Панамского канала могут оказаться вообще не востребованными.
К этому нужно добавить, что благодаря шкале масштабов, себестоимость перевозки 1 контейнера на крупных мегаконтейнеровозах гораздо ниже, чем у судов более низкой вместимости. Более того, они более экономичны. Поэтому не стоит удивляться, если неконкурентоспособными окажутся контейнеровозы вместимостью 8-9 тыс. TEU, еще несколько лет назад казавшиеся верхом экономичности и пределом вместимости. Поэтому ведущие линии смогут применять ставки, которые вытеснят мелких перевозчиков, что приведет к дальнейшей консолидации рынка и исчезновению некоторых мелких компаний.
Волна слияния и поглощений неизбежна. В то же время аналитики Drewry, считают, что поглощение такого масштаба, как присоединение в 2005 г. компании P&O Nedlloyd к AP Moller-Maersk, вряд ли возможно в 2012 г. а в качестве основного аргумента приводится кризисный 2009 г., когда вопреки всем пессимистическим прогнозам, на контейнерном рынке не наблюдалось масштабных слияний и поглощений.
Валерий Войниченко