Летние месяцы 2012 г. не добавили оптимизма владельцам тайм-чартерного тоннажа. Рынок по-прежнему остается неустойчивым.
После достижения, в начале июня, своего пикового значения в размере 58,74 пункта Braemar Container Index начал понемногу снижаться, опустившись к середине августа на 4,6% до 56,04 пункта.
За тот же период индекс гамбургских брокеров ConTex потерял 31 пункт или 7,4%. Следует также обратить внимание на то, что при общем понижательном тренде динамика основных контейнерных индексов - ConTex, Howe Robinson Containership Index и Braemar Seascope Box Index в рассматриваемом периоде не всегда совпадала, что является характерной чертой неустойчивого состояния рынка.
Динамика Braemar Container Index в июне - августе 2012 г.
Контейнеровместимость тоннажа, TEU |
Наличие грузовых средств |
Контейнерный индекс |
04.06.12 |
02.07.12 |
30.07.12 |
20.08.12 |
510 |
GL |
3.61 |
3.61 |
3.61 |
3.61 |
700 |
GL |
4.40 |
4.30 |
4.00 |
4.00 |
750 |
G |
4.82 |
4.82 |
4.71 |
4.71 |
1000 |
G |
5.20 |
5.10 |
5.10 |
5.10 |
1100 |
G |
6.22 |
6.11 |
6.11 |
6.11 |
1350 |
G |
4.62 |
4.45 |
4.29 |
4.29 |
1600 |
GL |
5.41 |
5.32 |
5.19 |
5.19 |
1700 |
G |
4.92 |
4.84 |
4.73 |
4.73 |
1750 |
G |
5.14 |
5.14 |
4.95 |
4.95 |
2000 |
G |
1.97 |
1.97 |
1.94 |
1.94 |
2500 |
G |
3.65 |
3.77 |
3.58 |
3.58 |
2800 |
GL |
3.15 |
3.31 |
3.15 |
3.15 |
3500 |
GL |
2.94 |
2.94 |
2.55 |
2.39 |
4500 |
GL |
2.69 |
2.76 |
2.45 |
2.29 |
Итого |
|
58.74 |
58.45 |
56.35 |
56.04 |
G - с грузовыми средствами
GL - без грузовых средств
Источник: Braemar Container Shipping & Chartering Ltd.
Динамика контейнерных тайм-чартерных ставок в июне-августе 2012 г. по оценкам гамбургских брокеров ConTex $/сут.
Контейнеровместимость, TEU |
05.06.12 |
03.07.12 |
19.07.12 |
21.08.12 |
1100 |
5887 |
5675 |
5528 |
5503 |
1700 |
6900 |
6641 |
6510 |
6435 |
2500 |
10083 |
9920 |
9741 |
9475 |
2700 |
10266 |
10032 |
9870 |
9515 |
3500 |
11741 |
11241 |
11001 |
10621 |
4250 |
16094 |
15918 |
15377 |
14803 |
Индекс ConTex |
417 |
405 |
396 |
386 |
Источник: Fairplay
Следует отметить, что само по себе снижение в размере 5,6 - 7,0% в течение двух с половиной месяцев нельзя назвать катастрофическим. Тем не менее, это, достаточно умеренное снижение, происходило на фоне ожидаемого сезонного пика рынка контейнерного тоннажа, когда, что ставки должны были вырасти.
Еще одним фактором, свидетельствующим о неблагополучии рынка, является то, что в рассматриваемом периоде, за редким исключением, преобладали сделки на достаточно короткие периоды продолжительностью 2 - 4 месяца. Это никак не способствует укреплению фрахтового рынка, поскольку уже осенью суда вновь останутся в открытых позициях.
Динамика самих тайм-чартерных ставок показывает, что ставки на фидерные контейнеровозы вместимостью 1100 и 1700 TEU последние полтора месяца стабильно находились на уровне $5500 и $6500/сут. Ставки на контейнеровозы вместимостью 2700 - 2800 TEU из-за слабого спроса, как правило, не превышали 7000 $/сут. Ставки для контейнеровозов вместимостью 4000 - 5000 TEU находились в пределах 11500 - 12000 $/сут., правда, в основном на непродолжительные периоды. По мнению брокеров, примерно на таком же уровне ставки для данного типоразмера тоннажа продержатся как минимум до весны следующего года. Однако, настораживает, то обстоятельство, что к середине августа число незанятых контейнеровозов вместимостью 4250 TEU увеличилось на 30%, а 15 судов данного класса простаивали в ожидании фрахтователей, как минимум, недельный период.
Нужно отметить, что в этом году традиционный «пик» сезона не порадовал не только тайм-чартерных операторов, но и линейные компании. Приуроченные именно к этому периоду контейнерными линиями широко разрекламированные «сезонные повышения ставок» или «генеральные повышения ставок» как правило, пробуксовывали.
Объявленные размеры повышения ставок контейнерными операторами по состоянию на август 2012 г.
Контейнерный оператор/ судовладелец |
Направление перевозок |
База повышения |
Размер повышения, $ |
Дата повышения |
за TEU |
за FEU |
MAERSK LINE |
США - Австралия / Н. Зеландия |
GRI |
195 |
350 |
15.08.12 |
Европа - Азия |
GRI |
150 |
250 |
01.09.12 |
Азия - Европа |
GRI |
200 |
400 |
01.09.12 |
Европа - Зап. поб. Юж. Америки / Ц.А. |
GRI |
260 |
520 |
01.09.12 |
Индия - Европа |
GRI |
200 |
400 |
01.09.12 |
Азия - Инд. субконтинент |
GRI |
250 |
500 |
01.09.12 |
Вост. Африка - Азия / Бл. Восток |
GRI |
150 |
200 |
01.09.12 |
Азия - Н. Зеландия |
GRI |
300 |
600 |
01.09.12 |
Европа - Зап. Африка |
GRI |
200 |
360 |
01.10.12 |
MCC Transport |
Азия - Владивосток |
PSS |
90 |
180 |
13.08.12 |
MSC |
Азия - Европа * |
PSS |
350 |
н.д. |
01.08.12 |
США - Поти/Батуми |
GRI |
150 |
н.д. |
01.09.12 |
Сев. Евр. / Скандин. / Балтика - Б.Восток |
GRI |
150 |
200 |
10.09.12 |
ZIM LINE |
Азия - Европа |
GRI |
300 |
н.д. |
01.08.12 |
Evergreen |
Д. Восток / Индия - Европа * |
GRI |
775 |
550 |
01.08.12 |
Европа - Д. Восток / Индостан |
GRI |
150 |
300 |
01.08.12 |
UASC |
Азия - Европа |
PSS |
325 |
н.д. |
01.08.12 |
APL |
Индия - США |
GRI |
560 |
700 |
05.08.12 |
Hapag Lloyd |
Европа - Азия |
PSS |
250 |
н.д. |
01.08.12 |
Индия - США |
GRI |
260 |
325 |
15.08.12 |
Пакистан / Бангладеш - США |
GRI |
240 |
300 |
15.08.12 |
Вост. Азия - Юж. Америка |
GRI |
300 |
н.д. |
15.08.12 |
США / Канада - Австралия / Н. Зеландия |
GRI |
175 |
н.д. |
15.08.12 |
Юж. Америка / Карибы - Сев. Европа |
GRI |
400 |
н.д. |
01.09.12 |
Индия / Пакистан - Сев. Европа/Ср. море |
GRI |
200 |
н.д. |
03.09.12 |
Индия/Пакистан - Сев. Европа/Кр. море |
GRI |
200 |
н.д. |
03.09.12 |
Сев. Европа/Ср. море - Сев. Америка |
GRI |
320 |
400 |
01.10.12 |
Вост. поб. США / Вост. поб. Мексики - Ср. море |
GRI |
200 |
400 |
01.10.12 |
CMA CGM |
Азия - Зап. поб. Африки |
GRI |
150 |
н.д. |
01.08.12 |
Индия / Бл. Восток - Зап. поб. Африки (MIDAS) |
GRI |
150 |
н.д. |
01.08.12 |
Азия / Инд. субконт. - Зап. поб. США |
GRI |
400 |
500 |
05.08.12 |
Азия - Вост. поб. США |
GRI |
560 |
700 |
05.08.12 |
Азия - Европа * |
GRI |
400 Є |
800 Є |
15.08.12 |
Европа - Зап. поб. Юж. Америки |
GRI |
300 Є |
600 Є |
15.09.12 |
Перс. залив - Европа (EPIC) |
GRI |
300 Є |
н.д. |
15.09.12 |
Emirates Shipping Line |
Азия - Вост. Африка |
GRI |
200 |
н.д. |
01.09.2 |
Азия - Индия |
GRI |
250 |
н.д. |
01.09.2 |
Азия - Бл. Восток |
GRI |
500 |
н.д. |
01.09.2 |
SASCO |
Шанхай / Нинбо в Циндао / Гонконг - Владивосток |
PSS |
50 |
н.д. |
15.08.12 |
NYK Line |
Азия - Европа * |
GRI |
200 |
300 |
01.10.12 |
США/Канада - Европа* |
GRI |
400 |
500 |
01.10.12 |
Европа* - США/Канада |
GRI |
400 |
500 |
01.10.12 |
GRI - General Rate Increasing
PSS - Peak Season Surcharge
*включая порты Северной Европы, Скандинавии, Балтики, Черного и Средиземного моря, Адриатики и Северной Африки.
Как показывает Шанхайский фрахтовый индекс контейнерного тоннажа (SCFI) спотовые ставки на контейнерные перевозки в направлении Азия - Северная Европа с начала июня по конец второй декады августа колебались в пределах 1505 - 1888 $/ТEU. При этом, в начале июня ставки были на $161/ТEU выше, чем в конце первой декады августа. А по сравнению с пиковыми значениями, зафиксированными в конце июня ставки снизились на $383/ТEU или 20,3%. Еще в большей степени ставки снизились в направлении Азия - Средиземное море, где падение составило 17,9% и 21,4% соответственно. Еще один контейнерный фрахтовый индекс для линейного тоннажа- World Container Index (WCI), рассчитываемый аналитиками Drewry, направлении Шанхай - Роттердам снизился до $3189/FEU, а в направлении Шанхай - Генуя - до $2935/FEU. Это свидетельствует о том, что предпринятая контейнерными линиями попытка ввести надбавки «пикового сезона» с начала июля в размере $400 - $500/ТEU имели лишь частичный и весьма непродолжительный успех.
Спотовые ставки на перевозку контейнеров из портов Китая на Одессу, предлагаемые китайскими экспедиторами с отправкой до 05.09.2012 г.
Порт отправления |
Тип контейнеров (в $) |
20-футовый |
40-футовый |
Шанхай/Нинбо |
1350 |
2400 |
Шеньчжень |
1400 |
2400 |
Квингдао |
1500 |
2600 |
Ксинганг |
1500 |
2650 |
Источник: China Seecan
Совершенно иная картина в динамике SCFI наблюдалась в направлении Азия - США. Здесь ставки на западное побережье США с начала июня выросли на $358/FEU или 15,4%, а на восточное побережье США - на $497/FEU или 14,4%. И хотя, со второй половины августа в направлении Азия - США также наметилось падение, контейнерный индекс WCI в направлении Гонконг - Лос-Анджелес оставался на уровне $2731/FEU, а в направлении Гонконг - Нью-Йорк - $4120/FEU.
Разнонаправленная динамика ставок на двух основных мировых маршрутах контейнерных перевозок в рассматриваемом периоде объясняется несколькими причинами. Во-первых, степень загрузки тоннажа в направлении Азия - США по-прежнему немного выше 90%, в то время как в направлении Азия - Европа уровень утилизации вместимости задействованных на сервисах контейнеровозов находится на уровне около 80%. И, во-вторых, темпы роста ставок в направлении Азия - США в I полугодии 2012 г. значительно отставали от направления Азия - Европа.
Весьма интересна также реакция рынка и на предпринятое в начале августа целым рядом контейнерных линий «генеральное повышение ставок» (GRI).
Аналитики Drewry отмечают, что предпринятое в начале августа линиями-членами Transpacific Stabilization Agreement повышение ставок на $500/FEU нашло двухэтапное отражение в индексе WCI для направления Гонконг - Лос-Анджелес - сначала на $71/FEU, а затем - на $429/FEU. В результате, выйдя на уровень в $2880/FEU, спотовые ставки для данного направления контейнерных перевозок оказались на 89% выше, чем в тот же период 2011 г. Этому способствовало то, что слотовая вместимость работающего в направлении Азия - США тоннажа оказалась ниже, чем в 2011 г., а июльский рост объемов контейнерных перевозок вырос ориентировочно на 7%.
В то же время по мнению аналитиков Drewry в конце июля ставки достигли своего апогея и, начиная со второй половины августа, начнут постепенно снижаться.
Валерий Войниченко