Рынок контейнерного тоннажа: тщетные игры на повышение

Летние месяцы 2012 г. не добавили оптимизма владельцам тайм-чартерного тоннажа. Рынок по-прежнему остается неустойчивым.

После достижения, в начале июня, своего пикового значения в размере 58,74 пункта Braemar Container Index начал понемногу снижаться, опустившись к середине августа на 4,6% до 56,04 пункта.

За тот же период индекс гамбургских брокеров ConTex потерял 31 пункт или 7,4%. Следует также обратить внимание на то, что при общем понижательном тренде динамика основных контейнерных индексов - ConTex, Howe Robinson Containership Index и Braemar Seascope Box Index в рассматриваемом периоде не всегда совпадала, что является характерной чертой неустойчивого состояния рынка.

Динамика Braemar Container Index в июне - августе 2012 г.

Контейнеровместимость тоннажа, TEU

Наличие грузовых средств

Контейнерный индекс

04.06.12

02.07.12

30.07.12

20.08.12

510

GL

3.61

3.61

3.61

3.61

700

GL

4.40

4.30

4.00

4.00

750

G

4.82

4.82

4.71

4.71

1000

G

5.20

5.10

5.10

5.10

1100

G

6.22

6.11

6.11

6.11

1350

G

4.62

4.45

4.29

4.29

1600

GL

5.41

5.32

5.19

5.19

1700

G

4.92

4.84

4.73

4.73

1750

G

5.14

5.14

4.95

4.95

2000

G

1.97

1.97

1.94

1.94

2500

G

3.65

3.77

3.58

3.58

2800

GL

3.15

3.31

3.15

3.15

3500

GL

2.94

2.94

2.55

2.39

4500

GL

2.69

2.76

2.45

2.29

Итого

 

58.74

58.45

56.35

56.04

G - с грузовыми средствами

GL - без грузовых средств

Источник: Braemar Container Shipping & Chartering Ltd.

Динамика контейнерных тайм-чартерных ставок в июне-августе 2012 г. по оценкам гамбургских брокеров ConTex $/сут.

Контейнеровместимость, TEU

05.06.12

03.07.12

19.07.12

21.08.12

1100

5887

5675

5528

5503

1700

6900

6641

6510

6435

2500

10083

9920

9741

9475

2700

10266

10032

9870

9515

3500

11741

11241

11001

10621

4250

16094

15918

15377

14803

Индекс ConTex

417

405

396

386

Источник: Fairplay

Следует отметить, что само по себе снижение в размере 5,6 - 7,0% в течение двух с половиной месяцев нельзя назвать катастрофическим. Тем не менее, это, достаточно умеренное снижение, происходило на фоне ожидаемого сезонного пика рынка контейнерного тоннажа, когда, что ставки должны были вырасти.

Еще одним фактором, свидетельствующим о неблагополучии рынка, является то, что в рассматриваемом периоде, за редким исключением, преобладали сделки на достаточно короткие периоды продолжительностью 2 - 4 месяца. Это никак не способствует укреплению фрахтового рынка, поскольку уже осенью суда вновь останутся в открытых позициях.

Динамика самих тайм-чартерных ставок показывает, что ставки на фидерные контейнеровозы вместимостью 1100 и 1700 TEU последние полтора месяца стабильно находились на уровне $5500 и $6500/сут. Ставки на контейнеровозы вместимостью 2700 - 2800 TEU из-за слабого спроса, как правило, не превышали 7000 $/сут. Ставки для контейнеровозов вместимостью 4000 - 5000 TEU находились в пределах 11500 - 12000 $/сут., правда, в основном на непродолжительные периоды. По мнению брокеров, примерно на таком же уровне ставки для данного типоразмера тоннажа продержатся как минимум до весны следующего года. Однако, настораживает, то обстоятельство, что к середине августа число незанятых контейнеровозов вместимостью 4250 TEU увеличилось на 30%, а 15 судов данного класса простаивали в ожидании фрахтователей, как минимум, недельный период.

Нужно отметить, что в этом году традиционный «пик» сезона не порадовал не только тайм-чартерных операторов, но и линейные компании. Приуроченные именно к этому периоду контейнерными линиями широко разрекламированные «сезонные повышения ставок» или «генеральные повышения ставок» как правило, пробуксовывали.

Объявленные размеры повышения ставок контейнерными операторами по состоянию на август 2012 г.

Контейнерный оператор/ судовладелец

Направление перевозок

База повышения

Размер повышения, $

Дата повышения

за TEU

за FEU

MAERSK LINE

США - Австралия / Н. Зеландия

GRI

195

350

15.08.12

Европа - Азия

GRI

150

250

01.09.12

Азия - Европа

GRI

200

400

01.09.12

Европа - Зап. поб. Юж. Америки / Ц.А.

GRI

260

520

01.09.12

Индия - Европа

GRI

200

400

01.09.12

Азия - Инд. субконтинент

GRI

250

500

01.09.12

Вост. Африка - Азия / Бл. Восток

GRI

150

200

01.09.12

Азия - Н. Зеландия

GRI

300

600

01.09.12

Европа - Зап. Африка

GRI

200

360

01.10.12

MCC Transport

Азия - Владивосток

PSS

90

180

13.08.12

MSC

Азия - Европа *

PSS

350

н.д.

01.08.12

США - Поти/Батуми

GRI

150

н.д.

01.09.12

Сев. Евр. / Скандин. / Балтика - Б.Восток

GRI

150

200

10.09.12

ZIM LINE

Азия - Европа

GRI

300

н.д.

01.08.12

Evergreen

Д. Восток / Индия - Европа *

GRI

775

550

01.08.12

Европа - Д. Восток / Индостан

GRI

150

300

01.08.12

UASC

Азия - Европа

PSS

325

н.д.

01.08.12

APL

Индия - США

GRI

560

700

05.08.12

Hapag Lloyd

Европа - Азия

PSS

250

н.д.

01.08.12

Индия - США

GRI

260

325

15.08.12

Пакистан / Бангладеш - США

GRI

240

300

15.08.12

Вост. Азия - Юж. Америка

GRI

300

н.д.

15.08.12

США / Канада - Австралия / Н. Зеландия

GRI

175

н.д.

15.08.12

Юж. Америка / Карибы - Сев. Европа

GRI

400

н.д.

01.09.12

Индия / Пакистан - Сев. Европа/Ср. море

GRI

200

н.д.

03.09.12

Индия/Пакистан - Сев. Европа/Кр. море

GRI

200

н.д.

03.09.12

Сев. Европа/Ср. море - Сев. Америка

GRI

320

400

01.10.12

Вост. поб. США / Вост. поб. Мексики - Ср. море

GRI

200

400

01.10.12

CMA CGM

Азия - Зап. поб. Африки

GRI

150

н.д.

01.08.12

Индия / Бл. Восток - Зап. поб. Африки (MIDAS)

GRI

150

н.д.

01.08.12

Азия / Инд. субконт. - Зап. поб. США

GRI

400

500

05.08.12

Азия - Вост. поб. США

GRI

560

700

05.08.12

Азия - Европа *

GRI

400 Є

800 Є

15.08.12

Европа - Зап. поб. Юж. Америки

GRI

300 Є

600 Є

15.09.12

Перс. залив - Европа (EPIC)

GRI

300 Є

н.д.

15.09.12

Emirates Shipping Line

Азия - Вост. Африка

GRI

200

н.д.

01.09.2

Азия - Индия

GRI

250

н.д.

01.09.2

Азия - Бл. Восток

GRI

500

н.д.

01.09.2

SASCO

Шанхай / Нинбо в Циндао / Гонконг - Владивосток

PSS

50

н.д.

15.08.12

NYK Line

Азия - Европа *

GRI

200

300

01.10.12

США/Канада - Европа*

GRI

400

500

01.10.12

Европа* - США/Канада

GRI

400

500

01.10.12

GRI - General Rate Increasing

PSS - Peak Season Surcharge

*включая порты Северной Европы, Скандинавии, Балтики, Черного и Средиземного моря, Адриатики и Северной Африки.

Как показывает Шанхайский фрахтовый индекс контейнерного тоннажа (SCFI) спотовые ставки на контейнерные перевозки в направлении Азия - Северная Европа с начала июня по конец второй декады августа колебались в пределах 1505 - 1888 $/ТEU. При этом, в начале июня ставки были на $161/ТEU выше, чем в конце первой декады августа. А по сравнению с пиковыми значениями, зафиксированными в конце июня ставки снизились на $383/ТEU или 20,3%. Еще в большей степени ставки снизились в направлении Азия - Средиземное море, где падение составило 17,9% и 21,4% соответственно. Еще один контейнерный фрахтовый индекс для линейного тоннажа- World Container Index (WCI), рассчитываемый аналитиками Drewry, направлении Шанхай - Роттердам снизился до $3189/FEU, а в направлении Шанхай - Генуя - до $2935/FEU. Это свидетельствует о том, что предпринятая контейнерными линиями попытка ввести надбавки «пикового сезона» с начала июля в размере $400 - $500/ТEU имели лишь частичный и весьма непродолжительный успех.

Спотовые ставки на перевозку контейнеров из портов Китая на Одессу, предлагаемые китайскими экспедиторами с отправкой до 05.09.2012 г.

Порт отправления

Тип контейнеров (в $)

20-футовый

40-футовый

Шанхай/Нинбо

1350

2400

Шеньчжень

1400

2400

Квингдао

1500

2600

Ксинганг

1500

2650

Источник: China Seecan

Совершенно иная картина в динамике SCFI наблюдалась в направлении Азия - США. Здесь ставки на западное побережье США с начала июня выросли на $358/FEU или 15,4%, а на восточное побережье США - на $497/FEU или 14,4%. И хотя, со второй половины августа в направлении Азия - США также наметилось падение, контейнерный индекс WCI в направлении Гонконг - Лос-Анджелес оставался на уровне $2731/FEU, а в направлении Гонконг - Нью-Йорк - $4120/FEU.

Разнонаправленная динамика ставок на двух основных мировых маршрутах контейнерных перевозок в рассматриваемом периоде объясняется несколькими причинами. Во-первых, степень загрузки тоннажа в направлении Азия - США по-прежнему немного выше 90%, в то время как в направлении Азия - Европа уровень утилизации вместимости задействованных на сервисах контейнеровозов находится на уровне около 80%. И, во-вторых, темпы роста ставок в направлении Азия - США в I полугодии 2012 г. значительно отставали от направления Азия - Европа.

Весьма интересна также реакция рынка и на предпринятое в начале августа целым рядом контейнерных линий «генеральное повышение ставок» (GRI).

Аналитики Drewry отмечают, что предпринятое в начале августа линиями-членами Transpacific Stabilization Agreement повышение ставок на $500/FEU нашло двухэтапное отражение в индексе WCI для направления Гонконг - Лос-Анджелес - сначала на $71/FEU, а затем - на $429/FEU. В результате, выйдя на уровень в $2880/FEU, спотовые ставки для данного направления контейнерных перевозок оказались на 89% выше, чем в тот же период 2011 г. Этому способствовало то, что слотовая вместимость работающего в направлении Азия - США тоннажа оказалась ниже, чем в 2011 г., а июльский рост объемов контейнерных перевозок вырос ориентировочно на 7%.

В то же время по мнению аналитиков Drewry в конце июля ставки достигли своего апогея и, начиная со второй половины августа, начнут постепенно снижаться.



Валерий Войниченко

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua