Рынок контейнерного тоннажа: снижение или стабильность?

В сентябре и первых двух декадах октября 2013 г. Braemar Container Index продолжил свое снижение.

Индекс опустился до 56,57 пункта или на 3,2%. Наибольшее падение индекса пришлось на суда вместимостью 6500 TEU - на 1,06 пункта или 26,1% и 5500 TEU - 0,83 пункта или 29,3%, в то же время для остальных категорий тоннажа индекс оставался относительно стабильным.

Динамика Braemar Container Index в сентябре - октябре 2013 г.

Контейнеро-вместимость, TEU

Наличие грузовых средств

Контейнерный индекс

02.09.13

16.09.13

30.09.13

07.10.13

21.10.13

700

GL

3,44

3,44

3,44

3,44

3,44

1043

GL

4,74

4,74

4,74

4,74

4,74

1100

GR

7,67

7,67

7,80

7,80

7,80

1700

GR

8,98

8,98

8,98

8,98

8,98

1740

GR

8,98

8,98

8,98

8,98

8,98

1714

GR

5,60

5,60

5,60

5,60

5,60

2500

GR

4,24

4,24

4,24

4,24

4,24

2800

GL

3,70

3,70

3,60

3,60

3,60

3500

GL

1,61

1,61

1,65

1,68

1,68

4250

GL

2,58

2,50

2,50

2,50

2,50

5500

GL

2,83

2,67

2,50

2,42

2,00

6500

GL

4,06

3,75

3,38

3,38

3,00

Итого

-

58,44

57,88

57,41

57,36

56,57

Источник: Braemar Container Shipping&Chartering Ltd.

GR - с грузовыми средствами

GL - без грузовых средств

Достаточно стабильным в этот период оставался и рассчитываемый гамбургскими брокерами индекс ConTex, показавший снижение всего на два пункта. Небольшое отличие в динамике обеих индексов обусловлено тем, что в определении индекса ConTex не участвуют контейнеровозы вместимостью 5500 и 6500 TEU, которые и обусловили падение Braemar Container Index. Показательно, что по сравнению с годом ранее индекс Contex также практически не изменился, уменьшившись всего на те же 2 пункт. Изменились лишь лежащие в его основе ставки для различных категорий тоннажа. Таким образом, как за последние полтора месяца, так и в целом за год, падение фрахтовой конъюнктуры на рынке тайм-чартера в первую очередь затронуло крупнотоннажные контейнеровозы.

Динамика контейнерных тайм-чартерных ставок в октябре2013 г. (ConTex), USD/сут.

Контейнеро-вместимость, TEU

03.09.13

17.09.13

01.10.13

10.10.13

17.10.13

24.10.13

1100

6339

6392

6371

6372

6336

6341

1700

7634

7749

7842

7840

7807

7781

2500

9206

9165

9177

9181

9187

9160

2700

8617

8582

8575

8602

8583

8600

3500

9008

8983

8938

8908

8883

8873

4250

10686

10486

10390

10240

10203

10110

Индекс ConTex

372

372

373

372

371

370

Источник: VHSS

Конкретным примером падения тайм-чартерных ставок для крупнотоннажных судов служит продление чартера контейнеровоза компании RCL вместимостью 4620 TEU по сниженной ставке в 12750 $/сут. на срок 5 - 7 месяцев. Еще два месяца назад подобная отфрахтовка фиксировалась на уровне 14000 $/сут.

Дополнительным бонусом при назначении тайм-чартерных ставок в рассматриваемом периоде являлось наличие ледового класса, грузовых средств и регион подачи судов. Ставки для тоннажа, подаваемого в Атлантике, по-прежнему выше, чем на Дальнем Востоке. Если на Дальнем Востоке освобождающиеся контейнеровозы вместимостью 1700 TEU в полугодичном чартере получают 7500 $/сут., то в Средиземноморье аналогичные отфрахтовки котируются на уровне 7600 - 7800 $/сут.

О глубине падения тайм-чартерного рынка можно судить по факту того, что на пике рынка в июне 2005 г. ставки для судов вместимостью 3500 TEU составляли 45000 $/сут., то сейчас едва достигают 9000 $/сут., т. е. в пять раз ниже. Даже по сравнению, с не очень удачным для рынка, 2012 г. ставки для данной категории тоннажа снизились на 11,5%.

Еще большее падение - 27,7% или почти 4000 $/сут. наблюдается для контейнеровозов вместимостью 4250 TEU. Ожидается, что ставки для данной категории под влиянием избыточного давления освобождающихся из чартера судов и низкого спроса еще более понизятся. Так, в ближайшие шесть месяцев из чартеров должны освободиться около 180 контейнеровозов типа «панамакс», что окажет дополнительное давление на тайм-чартерный рынок. Не лучшим образом ситуация складывается и для «постпанамаксов». В середине октября в спотовых позициях оказалась целая группа контейнеровозов вместимостью 5500 - 8500 TEU без каких-либо шансов продлить закончившиеся чартера. Ставки новых чартеров, если они будут заключены, будут значительно ниже старых.

Динамика ставок годичного тайм-чартера для контейнеровозов в 2010-2013 гг.

Вместимость контейнеровозов

2010

2011

2012

2013 (сентябрь)

725 TEU

4538

5463

4538

5070

1500 TEU

6778

10113

6232

7460

2000 TEU

3993

11971

6877

7840

2500 TEU

9943

13303

6739

7020

3500 TEU

13198

14773

7183

7450

4500 TEU

13821

19668

9963

8890

Источник: Intermodal

В условиях избыточного предложения предпринятые контейнерными линиями попытки повысить ставки своих тарифов в начале сентября и начале октября провалились. Фактически это означает, что долгожданный «пик сезона» в очередной раз не наступил. Рассчитываемый Шанхайской фрахтовой биржей (SSE) композитный индекс SCFI к середине октября снизился до 881,74 пунктов, что является его наименьшим значением с июня 2011 г. Индекс CCFI снизился до 1010,07 пунктов. По сравнению с началом сентября, падение SCFI составило 20,5%, а индекса CCFI - 10,3%. Для направления Шанхай – Северная Европа индекс SCFI снизился до 661 $/TEU, показав падение за рассматриваемый период на 42,9%. Индекс CCFI для того же направления уменьшился на 19,6%. Для направления Шанхай - Средиземное море индекс SCFI снизился до 705 $/TEU или на 41,7%, а CCFI - на 22,2%. Рассчитываемый Drewry World Conteiner Index (WCI) для направления Шанхай - Роттердам уменьшился до 1501 $/FEU, а для направления Шанхай - Генуя сократился до 1699 $/FEU. По сравнению с началом августа, когда ставки в направлении Азия - Европа достигали 1500 $/ТEU, имеет место практически двукратное снижение. И это при том, что как утверждают аналитики, безубыточные перевозки начинаются при ставках в 1000 - 1100 $/ТEU.

Не избежали падения контейнерные ставки и транстихоокеанских направлений, правда, не так сильно, как для европейских. Так, для направления Шанхай - Западное побережье США индекс SCFI снизился до 1273 $/FEU, а индекс WCI - до 1766 $/FEU. В направлении Шанхай - Восточное побережье США упомянутые индексы снизились до 3205 и 3210 $/FEU соответственно.

Сложившаяся ситуация совершенно не устраивает контейнерные линии, поскольку приводит к убыточности перевозок. Поэтому в преддверии традиционного пересмотра контейнерных ставок в ноябре-декабре ведущие контейнерные линии решили с 1 ноября 2013 г. предпринять очередную попытку повышения ставок в направлении Азия - Европа. Причем решили сделать это так, словно соревнуясь между собой, чье же повышение будет больше. Так, компании Cosco и Hapag Lloyd объявили о повышении ставок в направлении Азия - Европа (включая порты Западного и Восточного Средиземноморья, Черного моря и Северной Африки) на 2000 $/FEU, CMA CGM - 1500 $/FEU, OOCL - 975 $/ТEU, Zim Line - 950 $/ТEU, Maersk Line - 950 $/ТEU и т.д.

Наиболее масштабную программу повышения ставок в ближайшее время планирует предпринять COSCO Container Lines, которая помимо европейских сервисов с 1 ноября вводит восстановленную ставку в размере 500 $/TEU на перевозку всех контейнеров с Дальнего Востока на страны Красного моря и Персидского залива, а с 9 ноября - на Западное побережье Южной Америки и в Мексику. Здесь повышение составит 1000 $/TEU и 2000 $/FEU. Аналогичное повышение на Южную и Центральную Америку, включая Мексику, с той же даты планирует предпринять и Hapag-Lloyd.

Входящие в Transpacific Stabilization Agreement 15 линейных компаний согласовали повышение ставок на отправки контейнеров из портов Западного побережья США в размере 100 $/FEU, Восточного побережья и Мексиканского залива - 200 $/FEU, все интермодальные отправки - 100 $/FEU. Повышение вступает в силу с 15 ноября 2013. г. и затрагивает все контейнеры с макулатурой, пластическими и резиновыми отходами, металлоломом, пиломатериалами и бревнами, сеном и сельхозпродукцией. Насколько успешной окажется предпринятая линейными перевозчиками очередная кампания по повышению ставок покажут уже ближайшие недели.

При этом выводы участников рынка о ближайших перспективах отрасли весьма осторожны. Так, по данным RS Platou за 9 месяцев 2013 г. объемы контейнерных перевозок из Азии на Европу выросли на 2%, а на США - на 3,7%. Гораздо увереннее росли рынки развивающихся стран - на уровне 8%, что и обеспечило общемировой прирост в размере 5%. По мнению аналитиков DNB Bank, рост спроса на контейнерные перевозки в 2013 г. намного скромнее и по итогам года составит всего 2,3%, при этом предложение тоннажа вырастет на 8,9%. Как следствие, фрахтовые ставки на контейнерные перевозки во втором полугодии будут примерно на 1% ниже, чем в первом полугодии 2013 г. В компании Maersk Line полагают, что во втором полугодии 2013 г. ставки в направлении Азия - Европа, наоборот, вырастут, в первую очередь, благодаря росту объемов перевозок на Средиземноморье.

В то же время руководство компании Maersk Line считает, что избыточное предложение контейнерного тоннажа может иметь место на протяжении, как минимум, еще пяти лет. Такое допущение сделано исходя из неутешительного прогноза роста мировых контейнерных перевозок в 2013 г. всего на 2 - 3% на фоне увеличения тоннажа на 6 - 9%. При этом в компании предостерегают против стимулирования спроса путем заниженных фрахтовых ставок, которые в настоящее время просто убыточны.

О смещении сроков восстановления контейнерного рынка свидетельствует и тот факт, что если два года назад в Drewry Maritime Research оценивали ежегодный рост спроса на контейнерные перевозки в 2014 - 2015 гг. на уровне 6 - 8%, то теперь этот показатель снижен до 3 - 6%.

Руководство компании Hanjin Shipping, являющейся крупнейшим перевозчиком Южной Кореи, оценивает средний уровень спотовых ставок на контейнерные перевозки в 2013 г. на 15-20% ниже, чем в 2012 г. Помимо неблагоприятной рыночной конъюнктуры, данное обстоятельство спровоцировано еще и более низким порогом безубыточной ставки у компаний, использующих контейнеровозы «ультра-класса» вместимостью 10 тыс. TEU и более. Поэтому единственным выходом поддержать контейнерный рынок, по мнению аналитиков Sydbank, является постановка на прикол хотя бы части «лишнего» флота. То есть, перспективы для контейнерного рынка на ближайшие несколько лет весьма туманные и неопределенные. Сейчас перед перевозчиками стоит задача как можно успешнее провести ноябрьское повышение ставок, а затем продержаться с наименьшими потерями до 2-го квартала 2014 г. А дальше жизнь внесет свои коррективы…

Контейнерооборот некоторых портов мира за январь-сентябрь 2013 г.

Порт

Контейнерооборот

январь-сентябрь 2013 г., TEU

Изменение (+) (-),

2013/2012, %

Морские порты КНР

125700,0

+7,4

Шанхай (КНР)

25160,0

+3,8

Сингапур

23760,0

+2,3

Гонконг (КНР)

16340,0

-6,6

Лос-Анджелес (США)

5850,0

-5,5

Тяньшань(КНР)

500,0

+78,0

Большой порт С.-Петербург (РФ), в т.ч.: КТСПб

1884,2

297,5

+1,3

+31,0

НМТП (РФ)

458,6

-1,0

ОМТП (Украина)

376,2

+10,0

ВСК (РФ)

348,2

+17,5

Рига (Латвия)

283,2

+3,0

Калининград (РФ)

241,0

-12,9

Таллин(Эстония)

191,6

+9,5

ИльичевскийМТП (Украина)

163,0

-1,0

ЮжныйМТП (Украина)

32,2

+58,0



Валерий Войниченко

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua